Несколько слов о безусловном базовом доходе.
Многие медиа рассказывают сейчас об исследовании агентства SuperJob, которое спросило у респондентов, какую сумму они хотели бы ежемесячно получать от государства. Большинство назвало цифру в 30 000 рублей. При этом в июне и сентябре прошлого года, когда проводились аналогичные опросы, суммы выплаты были скромнее – 25 тыс и 28,5 тыс соответственно.
Безусловный базовый доход – одна из самых популярных экономических тем. Это система, которая позволяет гражданам претендовать на одинаковую финансовую субсидию. Подобная история может происходить как на национальном уровне, так и на более региональном/районном. Некоторая часть этого механизма уже давно реализована. Во многих странах есть что-то вроде базового дохода для детей. Пенсия может частично соответствовать базовому доходу. Однако такие выплаты распространяются на определенный круг лиц (по возрасту или полу). Базовый доход же фактически уравнивает жителей.
Тема стала особенно популярной в последние годы, когда сразу несколько стран попробовали реализовать подобный проект. Самый известный эксперимент был реализован в Финляндии. Безусловный базовый доход там попытались претворить в жизнь сразу на национальном уровне в 2017–2018 гг. Участие в эксперименте было обязательным и случайным для двух тысяч граждан. Минимальное пособие по безработице было заменено ежемесячным базовым доходом в размере 560 евро ($631).
Эксперимент не привел к ощутимым изменениям в структуре занятости. Финские исследователи сделали вывод, что дополнительные выплаты не помогли некоторым безработным вернуться на работу. Этот вывод особенно важен для стран, где высокие зарплаты и одновременно высокие социальные пособия.
Зато текущая пандемия фактически заставила некоторые правительства самостоятельно ввести базовый доход. Так, в Соединенном Королевстве правительство запустило программу Furlough scheme, которая покрывала 80% заработной платы для работников, остающихся дома. Программа обходилась Лондону в 5 млрд фунтов каждый месяц.
В целом история вокруг таких выплат продолжает развиваться. Как мы видим на примере Финляндии, базовый доход не сильно влияет на структуру занятости, а на серьезные выплаты государства пойти не смогут.
С другой стороны, большая часть выплаченных денег все равно вернется в национальную экономику, а часть семей способна улучшить статус. Наконец, не стоит забывать об автоматизации, которой нас пугают последнее десятилетие. По словам сторонников базового дохода, такие выплаты спасут тех, кто потеряет рабочие места.
И напоследок. Сейчас и у нас начали появляться лозунги о вводе базового дохода для всех россиян в размере 10 тыс рублей в месяц. На мой взгляд, это не более чем очередной ход в рамках новой предвыборной кампании.
Гораздо эффективнее, как я уже не раз говорил, – дать людям возможность зарабатывать и поменьше кошмарить малый бизнес.