Ну понеслось!
Обвинение пока в формате высказывания, обвинитель – южноафриканская бизнесвумен и миллиардер Магда Вежицка.
По словам госпожи Вежицка, «если бы Маск сделал то же самое с компанией, чьи акции торгуются на фондовом рынке, то Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подвергла бы его суровым санкциям. Купив биткоины на $1,5 млрд для Tesla, Маск использовал свое влияние в социальных сетях, чтобы поднять цену на актив».
Действительно, биток не торгуется на регулируемых площадках (о производных не говорим), и вообще – это не ценная бумага. Поэтому несмотря на то, что в результате манипуляций с курсом биткойна люди теряют вполне реальные деньги, в суд или к регуляторам они пока(!) обратиться не могут.
Мне же подумалось о другом.
Есть прекрасные бумаги, вроде акций AMC, GME, BBBY, BB и других компаний. Все они торгуются на регулируемых площадках. По итогам многочисленных манипуляций с котировками данных бумажек обязательно найдутся толпы пострадавших, это к бабке не ходи.
И вот тут интересный момент. Наверняка будут поданы иски жаждущих справедливости инвесторов. Все захотят, чтобы им вернули деньги, потерянные на «полях биржевых сражений».
Вопрос – а кто возвращать будет?
Регулятор? На него подадут в суд, что дескать недоглядел или недорегулировал? Так он сам, бедолага, понять никак не может – был ли факт манипуляции, и кто, собственно говоря, во всем виноват?
Впрочем, есть всегда вечно виноватый. Товарищ Чубайс. У каждой страны свой. Ибо когда не на кого свалить все свои провалы и ошибки – как жить?! ?
Если серьезно, господа, конечно, все упирается в вопрос того, что цифровизация увела наш мир далеко вперед, а судебная система фатально за этим развитием не успевает.
Разве что на Маска подадут в суд владельцы битка из опережающего весь остальной мир Сальвадора?
А что? Было бы интересно! ?
Решил разобраться – что же все-таки за зверь эта «манипуляция рынком»?
Вроде бы все понятно:
«Манипулирование рынком — это умышленные действия, которые приводят к изменению цен на ценные бумаги.»
Нашел и другое определение:
«Манипулирование рынком — это умышленные действия, которые существенно искажают цену, спрос, предложение или объём торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и товаром. Например, распространение недостоверной информации, сговор участников торгов, чтобы повысить или обвалить цену какого-либо инструмента, и многие другие»
Вернемся к Илону Маску.
– Совершал ли он умышленные, осознанные действия?
Хочется верить.
– Понимал ли он, что оглашенная им информация может повлиять на рынок?
Это очевидно. Маск – один из наиболее публичных людей нашей планеты.
– Распространял ли он недостоверную информацию?
Нет, конечно. Он действительно планировал принимать платежи за продаваемые Теслы в битках.
– Имел он право передумать?
Имел.
– Он (точнее, Тесла) купил реально битки?
Вроде как, да.
– По рыночной цене?
Ответ опять же утвердительный.
– Он кого-то публично призывал покупать битки по рыночной цене?
Не уверен.
– Было ли целью его выступлений повлиять на курс битка?
Не думаю. Более чем спорно.
Вообще, что такое биткойн – финансовый актив? Товар? А есть ли в принципе законодательство, кроме сальвадорского, которое четко идентифицирует биток?
Понимаете, к чему я клоню? Дискуссия в суде, подай кто на него по-настоящему, могла бы быть очень и очень интересной. Кстати, аналогичная ситуация и с «Реддитами».
В целом повторю, что развитие цифровых активов и соцсетей на много лет опередило развитие законодательства.
Английское прецедентное право выглядит более подходящим для решения данного вопроса, чем право континентальное. Впрочем, юристы, думаю, как-нибудь сами разберутся. Ну а мы будем следить за новостями с этого фронта.