Как за февраль поменялась ситуация с экономиками США и еврозоны? Какие перспективы?
США.
· Ограничительные меры оказались эффективны: в среднем за последнюю неделю в день заболевало 70,4 тыс чел, что в 4 раза меньше январских максимумов.
· Ограничительные меры негативно сказались на рынке труда: в первой половине февраля наблюдается повышенное число заявок на получение пособий по безработице (около 850 тыс в неделю).
· По данным IHS Markit, на февраль пришелся самый сильный рост производства за почти 6 лет. Причина в ослаблении ограничений и в надежде на стимулы и распространение вакцины.
· Промышленность в США растет уже 8-ой месяц подряд. В феврале индекс деловой активности в производственном секторе от IHS Markit составил 58,5 (индекс выше 50 означает месячный рост).
· Сектор услуг в США активно растет на фоне постепенного снятия ограничений. Индекс деловой активности за февраль в услугах составил 58,9 в феврале. Услуги растут 7-ой месяц подряд.
· Байден в этом году планирует потратить около $2 трлн на восстановление экономики.
Перспективы у американской экономики позитивные. На горизонте ближайших месяцев я бы ожидал дальнейший рост деловой активности и улучшение показателей по рынку труда.
Еврозона.
· Странам Еврозоны удалось снизить заболеваемость. Во Франции, Испании, Италии, Германии заболеваемость сегодня в 2-3 раза ниже зимних максимумов. Тем не менее, в большинстве стран заболеваемость остается выше осенних показателей.
· Деловая активность снижается, начиная с октября 2020.
· Сектор услуг ослаб в связи с ограничительными мерами (февральский индекс деловой активности в услугах составил всего лишь 44,7).
· Экономический спад в Еврозоне можно назвать «умеренным», благодаря развитию промышленности. Индекс деловой активности в производственном секторе составил 57,7 – это самый стремительный рост за 3 года.
Перспективы Еврозоны пока менее радужные, чем у США. Во-первых, ограничения будут сниматься медленнее, чем в Штатах. Во-вторых, восстановление будет неоднородным. Например, подъем промышленности пришелся, в основном, на Германию, в остальных странах рост явно меньше. В-третьих, государственная поддержка в большинстве стран будет меньше, чем в США. По оценке Bank of America, Еврозона потратит в 2021 году около 2% от ВВП (США около 10%).
Нельзя сказать, что экономики США и Еврозоны расходятся все дальше. В ближайшие 2-3 месяца, скорее всего, ограничения будут сняты и там, и там. А значит, везде безработица упадет, а деловая активность будет выше. Единственный риск: возможный провал вакцинации. Но тут не угадаешь.
Какой эффект рост экономик окажет на рынки?
В целом, это могло бы добавить рынкам позитива, если бы они обращали внимание на экономические показатели (в чем я сомневаюсь). Как мне кажется, поддержка ФРС и ЕЦБ в виде печатного станка с нами надолго – тут пока стоит быть спокойными. Но есть один нюанс: чем быстрее будут восстанавливаться экономики, тем больше аргументов будет против фискальных стимулов.
Большинство стран Еврозоны сегодня и так делают вид, что стимулов 2020 года было в целом достаточно и тратить много не планируют. А вот США собираются организовать очень щедрую поддержку. Допускаю, что на фоне быстрого восстановления американской экономики республиканская позиция, что тратить надо осторожнее, может получить больше поддержки. И, если щедрейший пакет помощи принять не удастся, рынок на это отреагирует очень разочарованно. И дела ему не будет до того, что экономика США восстанавливается…
Мораль: может сработать правило «чем лучше, тем хуже».