Почти незаметно для нас в понедельник прошли выборы в парламент Норвегии.
Победу отпраздновали левые партии, которые спустя 8 лет снова получили возможность сформировать правительство.
Это довольно локальное событие может серьезно отразиться на всем нефтяном рынке. На долю ископаемых видов топлива (нефть и газ) приходится 40% экспорта страны.
Теперь часть левых партий пытается применить опыт соседней Дании. Там местная власть решилась полностью отказаться от поиска новых месторождений, а к 2050 г. и вовсе отказаться от ископаемых видов топлива. На стороне противников добычи нефти значительный процент жителей Норвегии. Последний опрос показал, что 35% жителей страны поддерживают данную инициативу.
Какие компании могут стать жертвами новых мер? Прежде всего, речь идет о главной норвежской компании Equinor (EQNR), которая добывает 70% нефти и газа в регионе. Еще в июне компания рапортовала, что сумела обнаружить еще несколько нефтяных месторождений размером от 8 млн до 23 млн баррелей. Постепенные ограничения на добычу могут больно ударить по прибыли компании. Скорректированная прибыль Equinor составила $4,64 млрд США во 2 квартале по сравнению с $0,35 млрд за тот же период 2020 года. Скорректированная прибыль после уплаты налогов составила $1,58 млрд по сравнению с $0,65 млрд за тот же период прошлого года.
Компания, как и многие ее конкуренты, выиграла от стремительного роста цен на нефть. Однако похоже, что от политических изменений могут пострадать и другие компании, разрабатывающие месторождения, относящиеся в норвежскому шельфу. В пятерке компаний по добыче норвежской нефти и газа значится Total (TTEF), ExxonMobil (XOM) и ConocoPhillips (COP).
Компаниям придется сконцентрироваться на известных месторождениях, а также искать удачи в других местах. Именно так в 2020 г. перестроилась на норвежском рынке Shell (RDS-A). Компания решила сконцентрироваться исключительно на газовой сфере и попытать удачу в разработке ветроэнергетики у берегов Норвегии.
Главный вопрос – насколько болезненными будут изменения в этом секторе. На добыче ископаемых видов топлива заняты 200 тыс. рабочих (7% трудоспособного населения), а значит любые резкие шаги могут натолкнуться на масштабное недовольство.
Именно поэтому ужесточение правил может затянуться. Ну а для всех остальных стран-экспортеров, включая Россию, это неплохой шанс постепенно подвинуть Норвегию и откусить часть ее доли на рынке.
Я, конечно, понимаю – зеленый тренд и все такое… Но, согласитесь, нынешнее благополучие Норвегии зиждется не на рыбке и туризме.
Нефть – основа благосостояния современной Норвегии. И так элегантно пилить сук, на котором сидят…
Ради прекрасного будущего рушить все вокруг себя – классическая проблема леваков. Знаем, проходили. Удивительно, с каким энтузиазмом нынешние ученики В. И. Ленина воплощают в жизнь его творческие идеи.
Норвегов немного жаль. Впрочем, это их выбор. Бьюсь об заклад, что Норвегия, обладающая в моменте одним из самых высоких уровней жизни, начнет скоро терять свою уникальность.
Впрочем, будем наблюдать. Эксперимент любопытный...