На встречных курсах
В последнее время в российских СМИ много пишут и говорят о том, как Иран замечательно живет под санкциями, настраивая население нашей страны к долгому периоду международной изоляции.
А вы сами как думаете, легко ли жить под санкциями более 40 лет?
▪️Уже два поколения иранцев живут в экономической и политической изоляции, а ведь были времена при последнем монархе Ирана – шахе Мохаммеде Реза Пехлеви, когда между нынешними злейшими врагами – Исламской республикой Иран и Израилем – были установлены дипломатические отношения. Более того, отношения и правда были весьма неплохими. По тому «золотому» периоду Ирана особенно ностальгирует старшее поколение 60+. А вот молодежь особо не переживает, она не застала времена, когда на полках магазинов стояли американские товары.
▪️Иран, по данным ОПЕК, обладает третьими по величине доказанными запасами нефти (после Венесуэлы и Саудовской Аравии), составляющими 13,4% мировых, однако импорт нефти из Ирана заблокирован, как и инвестиции в его экономику и любые бизнес-связи, включая финансовые. Экономика стагнирует, международные переводы осуществляются способом, изобретенным 12 веков назад, находящийся под санкциями центробанк занимается развитием финтеха, а население для защиты сбережений пользуется национальным фондовым рынком.
▪️В стране не работают банковские карты VISA, MasterCard, Union Pay, Мир.
▪️Соцсети заблокированы правительством, о существовании VPN знает почти каждый иранец, а новости британской BBC опережают по популярности местные телеканалы. Удивительно, но некоторые иранские блоггеры имеют многомиллионную аудиторию подписчиков в заблокированном Instagram.
▪️При сохранении светских органов власти (президент, парламент, правительство) высшая власть в стране пожизненно принадлежит имаму, контролирующему, согласно конституции страны, законодательную, исполнительную и судебную власть.
▪️Экономика Ирана диверсифицирована, и несмотря на санкции, экспорт из Ирана энергоресурсов и продукции автомобилестроения приносят значительный доход в казну Исламской республики.
Однако сейчас Россия и Иран напоминают два поезда, мчащихся навстречу друг другу.
Пока РФ делает все возможное, чтобы еще дальше отодвинуться от Запада, Иран, наоборот, всячески пытается помириться со странами Золотого Миллиарда.
В ходе прошедшего на днях раунда переговоров по восстановлению ядерной сделки в Вене был достигнут “относительный прогресс”. Об этом сообщил официальный представитель МИД Ирана Насер Канани. Отвечая на вопрос о возможном соглашении Ирана с группой «пятерки», пресс-секретарь МИД на своем еженедельном брифинге заявил: «Наша команда приняла участие на переговорах в Вене, чтобы достичь хорошего и стабильного соглашения и отменить жестокие санкции в отношении Ирана. У нас были жесткие переговоры, и мы достигли относительного прогресса и продвигаемся вперед».
Но пока Иран находится в нашем антиамериканском лагере, попробуем разобраться, какой хороший опыт может перенять Россия у Тегерана.
Думаю, имеет смысл подготовить ряд статей об этом. Начнем уже завтра.