«Вот вы все про ставку да про ставку. А чего мне с этой ставки? Как не давали кредит под 18% годовых, так и под 7 или 8 не дадут.
У меня малый бизнес. Залогов для банка нет. Личное поручительство… Могу лишиться квартиры в случае чего.
Так ли для меня важна эта ставка!? Может, о чем более важном поговорите? Например, как сделать так, чтобы бизнес не отняли?»
Получил в личку душевный такой вопрос.
Вспоминается Семен Михайлович Будённый. Ежов как-то послал людей арестовать Будённого. Будённый засел на чердаке своего особняка и отстреливался от чекистов из пулемёта. Те не решались подойти.
Будённый позвонил Сталину:
“Коба! Враги народа хотят убить твоего верного соратника!”
Сталин спросил:
– Патронов у тебя много?
– Хватит!
– Ну держись.
Вскоре к чекистам подъехал чёрный лимузин, из него вышел человек в чёрном и что-то сказал осаждавшим. Те собрались и уехали. По слухам, Сталин позвонил Ежову и сказал: “Оставьте дурака в покое. Он нам не опасен!”
Хочется, конечно, пошутить, мол можно, как Буденный, охранять свой бизнес. Но, увы, в современных реалиях это невозможно. А иногда так хочется…
Вопрос защиты бизнеса в нашей стране – штука творческая и требует отдельного глубокого рассмотрения. Скажем так, механизмы есть. Но против лома с приемами все ещё туговато.
Теперь насчет ставки.
Ставка – это не только проценты по кредитам и депозитам. Это огромный комплекс проблем. Например, рефинансирование долгов и возможность оного. В итоге процентная ставка влияет и на ситуацию на фондовом рынке, на занятость, на рентабельность многих бизнесов и т.д и т.п.
И еще один момент. Ставка – это номинальный параметр. Однако есть еще реальная ставка. Иначе говоря, ставка минус инфляция.
И вот тут очень важно: а что с реальной ставкой? Она положительная или отрицательная?
Так что у нас с инфляцией?
Несмотря на то, что в период с 10 по 16 августа в России была зарегистрирована дефляция в 0,01% после нулевой инфляции в предыдущий недельный период, годовая инфляция к 16 августа вновь увеличилась, на этот раз символически с 6,51% до 6,52%.
С начала года к 16 августа потребительские цены увеличились на 4,48%, с начала месяца снизились на 0,03%. Средняя стоимость автомобильного бензина за отчетный период выросла на 0,4%, цены на дизельное топливо повысились на 0,2%.
Кроме того, на фоне обвального снижения прогнозов по урожаю, гибели озимых и засухи в ключевых сельскохозяйственных регионах на внутреннем российском рынке начали резко расти цены на зерно. Стоимость пшеницы на Чикагской бирже достигала $7,59 за бушель после того, как Минсельхоз США резко снизил оценки будущего урожая. В России американский Минсельхоз ждет сбора 72,5 млн тонн зерна – на 15%, или 12,5 млн тонн меньше изначальных оценок.
Рост цен на зерно добавит проблем производителям хлеба, которые уже жалуются, что столкнулись с подорожанием всех видов сырья, упаковки и транспортировки. Госдотации, введенные в январе этого года, оказались меньше ожиданий – вместо полной суммы власти решили сэкономить и начали платить частями.
Таким образом, существует достаточно высокая вероятность, что инфляционное давление в России продолжит расти.
Вот такой небольшой экскурс…