Главный вопрос, который волнует инвесторов: закончатся ли переговоры России и США, как в шекспировской пьесе «Все хорошо, что хорошо кончается»? Жаль только, что очевидного ответа нет.
Рынку такие сценарии явно не по душе — это нервирует инвесторов и заставляет их продавать российские активы. Как говорится, а вдруг.
Давайте теперь разберемся, сможет ли Россия обойтись без нефтегазовых доходов? Допустим, правда, в это сегодня мало верится, — что действительно ввели 500-процентные тарифы против тех, кто покупает российскую нефть, и все вдруг перестали эту нефть покупать.
Экономика России, несмотря на значительный рост ненефтегазовых доходов, по-прежнему достаточно серьезно зависит от нефти.
Это означает, что почти половина всех доходов бюджета поступала от экспорта нефти, газа и сопутствующих налогов, включая экспортные пошлины и НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых. Доля сокращается, но все равно влияние этих доходов на бюджет огромное.
В ближайшие годы цифры останутся внушительными:
Теперь представим, что США выполнят угрозы и сократят нефтегазовые доходы России на две трети или вполовину. Что тогда?
Во-первых, резко вырастет дефицит бюджета. Сейчас прогноз:
Но при потере двух третей нефтегазовых доходов эти цифры увеличатся в разы. То есть до 6-7 трлн руб.
Минфин раньше ориентировался на 3% ВВП как «красную линию» для дефицита, но после 2022 года рамки смягчили. Тем не менее 3% ВВП остаются важным психологическим барьером. Если ВВП страны порядка 200 трлн руб., то это будет примерно 6 трлн.
Для сравнения: в кризисном 1998 году дефицит бюджета достиг 5,3% ВВП.
Какие могут быть решения?
А еще упадут валютные поступления.
В общем потеря одного из ключевых каналов бюджетных поступлений не сулит ничего хорошего. Но все же на сегодняшний день такой сценарий выглядит маловероятным. Я бы даже сказал, вероятность его невероятно ничтожна.
Почему так?
1⃣На фоне нынешней тарифной войны еще и эти 500%. Не смешите. Сперва решите, ребята, свои проблемы в других местах. А решать их придется достаточно долго.
2⃣Россия не будет отказываться от переговоров и от определенных решений. Этот конфликт уже идет к завершению. И это уже понятно всем.
3⃣Совершенно неясно, как контролировать такого рода поставки, а механизмы обхода санкций известны всем.
Таким образом, все это просто инструмент принуждения, что-то вроде кузькиной матери. Страшна эта мать, только никто и никогда ее не видел.