На днях наткнулся на статью о том, что прибыль многих угольных компаний ушла в минус на фоне блокирующих санкций США.
Напомню, что сначала в SDN лист были внесен «СУЭК», крупнейший производитель угля в России, затем и «Мечел».
Российские угольщики столкнулись с рядом проблем в течение года.
1⃣Во-первых, это те самые санкции, которые снизили экспортный потенциал компаний.
2⃣Во-вторых, ценовая конъюнктура остается очень слабой, мировые котировки угля по-прежнему под давлением.
3⃣В-третьих, недостаточная пропускная способность РЖД. Иными словами, угольщики зачастую не могли вывезти уголь на экспорт.
А теперь к публичным историям. «Распадская» в 3 квартале отразила операционный убыток по РСБУ (в нем учитываются результаты основной шахты), это очень пугающий результат.
Когда-то качественная шахта работает в убыток на операционном уровне. Но справедливости ради, у «Распадской» есть подушка безопасности в виде запаса кэша и низкой долговой нагрузки, чтобы пережить кризис отрасли.
«Мечел» в намного более плачевном состоянии. У компании гигантский чистый долг – 262,5 млрд руб. Net Debt/EBITDA на уровне 3,3. Группа попала в настоящий шторм – возрастающие процентные платежи, кризис на угольном рынке, слабые результаты металлургического сегмента. Предупреждал о проблемах «Мечела», когда акции торговались еще вблизи 300 руб., сейчас они стоят 90.
В феврале-марте мы увидим годовой отчет «Мечела» по МСФО. Вероятнее всего, компания отразит огромный убыток по году. Считаю, что этот фактор еще не в цене акций. Сохранение ставки на уровне 21% — небольшое облегчение для компании, не более.