Почему санкции на экспорт российской нефти не работают?
Sergey
На днях заместитель советника президента США по нацбезопасности Далип Сингх заявил, что нужно больше санкций против российской нефти. Не нравится заместителю советника, что российский «теневой флот» не желает уважать потолок цен.
Что именно планируют супостаты, не совсем ясно. Но что-то делать им определенно надо. Ведь угроза вторичных санкций для покупателей нефти, транспортируемой санкционными танкерами, дала сбой.
Поначалу все шло по плану. Американцы определяли суда, осуществляющие «нелегальные» перевозки, и вносили их в черный список. После чего порты в Индии и Китае опасались иметь с ними дело. В результате некоторые суда дрейфовали в море месяцами.
Приходилось идти на разные ухищрения: отключать транспондеры, переливать нефть с судна на судно в море, вдали от посторонних глаз и т. д. Все это увеличивало издержки и время транспортировки.
Однако теперь все иначе. Потребители стали принимать «подсанкционные» танкеры в портах. С апреля по июль это были единичные случаи. Реакции Запада не было, и российские партнеры перестали стесняться.
С начала августа не менее 12 судов из черного списка были загружены российской нефтью и нефтепродуктами. И скорость возврата таких судов к перевозкам увеличивается.
Все стало проще и быстрее. Например, если на свою первую миссию после попадания в список танкер «Братск» потратил 84 дня, то вторую он завершил лишь за 36.
В целом тренд на снижение морского экспорта нефти с примерно 3,6 млн б/д в апреле до 3,1 млн б/д к концу июля (данные Bloomberg) развернулся. За последние 4 недели он в среднем составил 3,21 млн б/д.
Причины снижения весной — не только санкции, но и обязательства перед ОПЕК+. Тем не менее покупатели российской нефти определенно стали меньше бояться санкций. Западным партнерам это не нравится.
Какие еще кары они приготовили? Посмотрим. Тут уже не столько вопрос эффективности, сколько престижа. Главное, чтобы уведомление о санкциях не на пейджер присылали.