📎Для справки: брокеры и управляющие компании (УК) являются профучастниками на рынке ценных бумаг. Их функции схожи, поскольку и те, и другие приобретают ценные бумаги от лица инвестора. Главная разница в том, что инвестирование через брокеров предполагает активное вовлечение инвестора, а через УК — пассивное, через договор доверительного управления.
В чем суть запрета регулятора?
Сейчас только некоторые неподсанкционные брокеры обеспечивают доступ к иностранным рынкам для квалифицированных инвесторов. Для всех остальных, в том числе для российских управляющих компаний, этот «шлюз» закрыт.
Управляющие компании всеми силами пытаются выйти на зарубежные рынки, однако ЦБ ставит два условия:
➡️ 100% гарантия защиты средств клиентов от блокировок. УК будет обязана возместить клиентам убытки от такого инфраструктурного риска из собственного капитала. Следовательно, УК должны иметь «запас прочности» в размере привлекаемых средств.
➡️ Полностью раскрыть депозитарные цепочки хранения иностранных ценных бумаг.
Если первое неприятно, то второе практически невыполнимо. Особенно если учесть, что многие неподсанкционные брокеры дают доступ через отдельные сегрегированные счета за рубежом без видимой привязки к российскому юрлицу, а для управляющих компаний такой схемы нет.
◽️Делать ее трудно и дорого, поэтому многие не хотят брать на себя такой риск и расходы. К тому же, правовые режимы в зарубежных странах отличаются от российского, и юридически отделить активы клиентов от активов УК может быть затруднительно.
На сегодняшний день это требование касается только УК. Всем известные брокеры по-прежнему имеют доступы к зарубежным площадкам. Во многом потому, что там риски на стороне самих «квалифицированных» инвесторов. А это, как известно, самая незащищенная группа лиц на нашем рынке.