велика вероятность того, что ставка на следующем заседании может быть повышена более чем на 100 б. п. Хотя я хотел бы еще раз повторить, что инфляция издержек и структурная инфляция не могут быть излечены повышением ставки. В целом, на этом можно было бы и закончить — причинно-следственная связь найдена, больше говорить не о чем.
Но самое забавное, что наших граждан по факту заинтересовала не столько перспектива роста стоимости кредитов, сколько утверждение, что значительный рост кредитования обусловлен ростом доходов населения.
К примеру, ранее не могли позволить себе автомобиль. Теперь… есть на четверть машины. Остальное — в долг. Уж очень хочется.
Сразу скажу, что ЦБ знает, что пишет, поскольку все данные являются результатом серьезных исследований. Действительно — странная такая картинка.
По идее, по мере роста процентных ставок кредитование должно было сходить на нет. Но это только не про нашего человека.
Ежели он чего хочет… проценты по барабану. Доходы вроде как выросли — берем в долг и все… Жить хочется сейчас.
Это уже, скорее, к психологии. В нашем случае доходы людей растут, у них появляется уверенность в завтрашнем дне. Это стимулирует их желание приобретать товары и услуги, в том числе с помощью кредитов, не опасаясь, что в будущем они не смогут расплатиться с долгами.
— Ну выхода нет — должен же быть тот уровень «цены денег», который уймет аппетиты и заставит нашего человека все же призадуматься. Придется еще поднять ставку.
Проблема здесь лишь в одном. Если человек готов взять потребительский кредит под 20% годовых, значит, и под 21 или 22 возьмет. Остановить такого «гусара» от потребления сможет ставка в 40-50%, а то и все 100 годовых. Да и то не всегда. Но на такое «зверство» ЦБ, разумеется, пойти не может.
Кстати, ЦБ критиковать — это штука модная. Но реально — что делать в данном случае. Думаю, на банковском форуме будет много различных предложений. Одним из них могло бы быть, к примеру, не поднятие ставки, которое мало на что повлияет (по крайней мере, в сфере потребкредитования), но резкое изменение нормативов по резервированию для определенных типов кредитов, что может серьезно удорожить такие кредиты.
А есть ли вообще в данной ситуации свет в конце тоннеля?
Иначе говоря, ситуация-то выглядит достаточно тупиково. Резкий рост доходов населения — он не во власти ЦБ.
Ослабить уверенность потребителей и тем самым повлиять на привлекательность кредитования и под 20%, и даже под 25% ЦБ не может.
Но как, если такие дикие проблемы с импортом. Точнее, с расчетами за него.
И вот здесь более чем к месту и очень разумно прозвучало предложение первого зампреда главы ЦБ Владимира Чистюхина, который
«призвал использовать любые, даже непопулярные способы проведения платежей за рубеж для нормализации международных расчетов. «Надо сделать все, чтобы колеса крутились», — сказал он».
Честно — после таких заявлений просто хочется подойти на банковском форуме к господину Чистюхину и пожать ему руку. Это уже реально смелое и абсолютно грамотное заявление. И главное, не в стиле — а мы еще ставку поднимем, и вы перестанете кредитоваться. Да вот не перестанут. Народ у нас такой. (Но ставку, увы, все равно, похоже, повысят).
Про заявление Владимира Чистюхина и что из всего этого выйдет, мы поговорим отдельно. Тема крайне интересная. Также, кстати, как и про другие его заявления на питерском юрфоруме. Он там много чего интересного сказал.
Ну а что касается нас, потребителей. Знаете… порой так и хочется сказать: ребята, ну начните вы и правда голову включать. Научитесь вести себя не как дети, которые действуют по принципу — хочу, хочу, хочу. а завтра… будь что будет. В самом деле — считать научитесь.