О мировой повестке.
Если в декабре каждый обстрел торгового судна вызывал бурные рефлексии, то сейчас очередные удары по Йемену со стороны Коалиции начинают превращаться в рутину, впрочем, весьма опасную.
?Однако, на мой взгляд, за прошедшую неделю ситуация в регионе перешла на новый уровень.
На сей раз разбушевались аятоллы: Иран нанес серию ударов по соседним странам. Как ни странно, самому Ирану в ответ мало что прилетело.
Целью было уничтожение «штаб-квартиры израильских шпионов» и месть за «злодеяния сионистского режима». Под ними подразумевался удар ЦАХАЛ по Дамаску, в результате которого погиб один из лидеров КСИР. Под замес, кстати, попало и американское консульство. В ответ — опять ничего.
А вот это уже совсем другая история! Пакистан, разумеется, в ответ бомбанул лагеря «своих» сепаратистов на территории Ирана.
?Но давайте уточним: Пакистан является ядерной державой, и почему-то принято считать, что наличие ядерного арсенала у страны делает ее неприкасаемой — тот самый фактор «ядерного сдерживания». Похоже, он не сильно работает, а это уже плохой синдром.
?Исламабад действительно нанес ответный удар по Ирану, но не ядерным оружием, а только при помощи авиации. Также примечательно, что сразу после этого Тегеран и Исламабад быстро договорились о взаимной деэскалации.
Интересная ситуация: ядерный Пакистан и раздувающие щеки аятоллы: как будто ничего и не было…
1⃣ Иран, очевидно, пытается повысить свои ставки, демонстрируя решимость идти на риски и, одновременно, прощупывая соседей и международную коалицию.
2⃣ Возможно, Иран пытается создать более выгодные для себя условия, по сравнению со своими региональными конкурентами — поставщиками энергоресурсов.
3⃣ Не исключена также попытка Тегерана поиграться с ОПЕК (прежде всего, с саудитами).
4⃣ Есть вероятность того, что Тегеран демонстрирует потенциальную угрозу соседям (прежде всего, КСА и ОАЭ), показывая, что он может создать проблемы с их инфраструктурными и инвестиционными проектами.
5⃣ Мы также наблюдаем все более растущее влияние Китая, который показывает свой дипломатический (и не только) потенциал в регионе — именно он сгладил возникшие между Ираном и Пакистаном проблемы, имея на обе страны весьма действенные рычаги влияния.
6⃣ В итоге: Тегеран не получил на свои действия серьёзного ответа. Симптом так себе, на мой взгляд, вполне способный привести к более масштабным последствиям.
К сожалению, хочется повторить ещё раз: похоже, что фактор ядерного сдерживания, который всегда был последним аргументом, за последние пару лет сильно девальвировался вместе с принципом, что нельзя связываться с ядерными державами. И сейчас нет никакой гарантии того, что этот «последний аргумент» никогда не будет использован.