Заполненность европейских хранилищ близка к максимуму за последние 10 лет.
Энергетический кризис закончился? Возможно, он пойдет на спад, но ближайшие месяцы для ЕС могут быть «жаркими». Давайте попробуем разобраться.
1⃣ Погодный фактор. До недавнего времени Европе везло с погодой – зима была достаточно мягкой, и потребление газа оставалось стабильно низким. Однако, в январе-феврале похолодания вполне возможны. И даже такие скачки, как сегодня в Москве, также исключать нельзя.
2⃣ Запасы. Большинство европейских стран запаслись газом в 2022 г., когда это еще можно было сделать. В совокупности с рекордным экспортом СПГ это привело к заполнению хранилищ. Однако в наступившем году российская труба перекрыта. Пока? На этот вопрос нет ответа.
3⃣ Промышленность закрывается. В контексте газа многие говорят про отопление в домах и рекордных счетах за ЖКХ для простых европейцев. Однако, почему-то забывается, что более половины потребления газа приходится на промышленность. В прошлом году экстремально высокие цены на газ уже приводили к закрытию или частичной остановке предприятий.
Пример: алюминиевые заводы. В самый разгар кризиса (август-сентябрь) сразу несколько предприятий в Словакии и Нидерландах объявили о временном закрытии производства. Также появились сложности у электрометаллургических заводов по производству стали.
Причем, СПГ не является для Европы очевидным выходом.
Вывод. Не исключаем, что в 1-м квартале 2023 г. мы еще увидим серьезные движения вверх цен на газ. Особенно в случае, если будут серьезные похолодания в Европе. Кто бенефициары? К примеру, угольные компании, которые поставляют на электростанции альтернативное газу топливо. В России мы выделим «Мечел», на глобальном рынке – Peabody Energy.