По данным Reuters, несмотря на санкции, за семь месяцев года (по 31 октября) в Россию поступило компьютерных и других электронных компонентов на сумму не менее $2,6 млрд. Из них более $777 млн пришлись на товары Intel Corp, Advanced Micro Devices Inc, Texas Instruments Inc и Analog Devices Inc.
Как так получилось? Как считают журналисты, обход ограничений происходил по принципу «Троянского коня», через подставные фирмы и банковские счета в Турции, Гонконге и Эстонии. В перспективе это означает, что контроль над экспортом «умного железа» вырастет в разы.
Чем грозит дальнейшее ужесточение технологического эмбарго? Помимо военной и космической промышленности, похоже, туго придется и сектору телекоммуникаций.
К слову, в России уже не хватает производственных мощностей для покрытия потребностей в микрочипах даже базового уровня и в ближайшее время ситуация вряд ли разрешится.
Какие действия предпринимает правительство? Согласно программе развития электронного машиностроения, в 2024 году России предстоит добиться стопроцентного импортозамещения по всем направлениям, а в 2030 году – полностью сформировать продуктовый портфель российских технологий.
Цель амбициозная. Но загвоздка в том, что предыдущие попытки заместить иностранные технологии не привели к желаемым результатам. Проблем добавит и отток квалифицированных кадров из России.
Важно понимать одно: те, кто вводил санкции, не успокоятся на достигнутом. И через вторичные санкции будут пытаться добиться своей цели.
Игра в кошки-мышки продолжится в 2023 и, похоже, станет еще более изощренной.