Вчера утром мы говорили об иранских плавучих хранилищах нефти, как одном из препятствий на пути возвращения цен на нефть к максимумам года. Вечерняя динамика нефтяных котировок в этом плане очень показательна.
В комментариях больше говорили о том, что в Ираке добыча, как и в Ливии, не постадает от беспорядков. Но иранский фон крайне важен для того, чтобы рынок был готов в это поверить.
Аналитики Kpler оценили объем загруженной в танкеры нефти почти в 100 млн баррелей. Они частично дрейфуют у иранских берегов, частично – близ Сигнапура и Китая. Эти баррели могут быстро отправиться покупателям, если нефтяное эмбарго будет снято.
Останется лишь уладить технические вопросы по страхованию и логистике. Интересно, что Иран, по информации Bloomberg, уже ведет переговоры со своими бывшими клиентами в Европе, которым до конца года нужно найти альтернативу попавшей под эмбарго российской нефти.
Выглядит так, что вопрос о самой ядерной сделке для иранцев практически решен. Они уже смотрят на рынки Испании, Италии, Греции и Турции, которые сейчас суммарно покупают в РФ почти 900 тыс. б/д.
Всего же, если эмбарго станет реальностью, с европейского рынка, согласно оценке Goldman Sachs, может уйти 1,25 млн баррелей в день. Иран с помощью своих запасов сможет закрывать этот гэп около 2 месяцев, а затем нарастить добычу.
Еще в апреле гендиректор Национальной иранской южной нефтяной компании (NISOC) Ахмад Мохаммади говорил, что в случае снятия санкций Иран готов увеличить добычу до уровней 2018 года, то есть с 2,5 до 3,8 млн баррелей в день. Если оценка Goldman выше верна, то именно столько и нужно.
В целом чувствуется, что повестка на рынке потихоньку меняется. От панических покупок на опасениях тотального дефицита и роста цен к $380 за баррель, фокус смещается на то, будет ли спрос по текущим уровням добычи, и не надо ли ее кому-нибудь сократить.
В реальности до этого еще далеко. Главные риски по-прежнему в перебоях поставок.
Мы бы пока не спешили ждать нефть на $80, даже при том, что $380 – явный перебор.