Вчерашний день для еврозоны выдался богатым на события. Мягко говоря.
Начнем с политики.
Марио Драги подал в отставку и ее принял президент Италии. Следующим шагом стало подписание президентом страны декрета о роспуске парламента. Для формирования нового правительства до конца сентября должны состоятся досрочные выборы.
Как пишет The Economist, политический кризис в стране произошел в самый неподходящий момент. Уход премьер-министра Италии означает, что процесс принятия решений в Италии будет парализован как минимум до конца октября. Это, в свою очередь, поставит под угрозу способность парламента утвердить бюджет на 2023 г. в срок. Доходности итальянских десятилеток отреагировали на это ростом на 0,1 п.п.
Говоря о наиболее вероятных преемниках Марио Драги, опросы общественного мнения указывают на победу избирательного альянса правых. Новая администрация может быть не готова провести реформы в Италии, которые требует Европейская комиссия в обмен на выделение 200 млрд. евро.
Теперь, что касается заседания ЕЦБ.
Инфляция в еврозоне уже 8,6%. Это убедило регулятор действовать относительно жестко. Ставку подняли на 0,5 п.п., а не на 0,25 п.п., как планировалось ранее. Регулятор также отметил, что «будет уместна дальнейшая нормализация процентных ставок».
На короткое время рынок приятно удивился решительности. Пара евро/доллар выросла до 1,027, индекс DXY упал ниже 106,5, а Euro Stoxx 50 подскочил выше 3600. Но эйфория продлилась недолго – под конец дня котировки вернулись к прежним уровням. Даже не помог тот факт, что Россия возобновила поставки природного газа в Германию.
Причина, вероятно, в том, что регулятор хоть и поднял ставку на 0,5 пунктов, но заявил, что готов быстро переобуться в воздухе. ЕЦБ представил новый инструмент TPI, направленный на борьбу с фрагментацией (с тем, что ставки уязвимых стран в еврозоне растут слишком быстро).
Суть в том, что если ставки в южных странах начнут слишком сильно расти, регулятор может начать выкупать их ценные бумаги (даже корпоративные) в неограниченных количествах. Подробнее о принципе работы нового инструмента мы писали здесь. То есть ЕЦБ будет поднимать ставку для борьбы с инфляцией. Но если долговой кризис начнет наступать, запустит печатный станок… Звучит все это не очень убедительно, вот пыл инвесторов так быстро и охладился.
Какой вывод из всего этого?
Ситуация в еврозоне сейчас крайне нестабильная. Экономика очень уязвима. И главная проблема в том, что у еврозоны нет инструментов чтобы помочь всем и сразу. ЕЦБ предстоит долгий путь возвращения доверия инвесторов. Хорошо, что подняли ставку. Но с политическими встрясками и рисками долгового кризиса таблеточку виагры им придется принимать хотя бы раз в 3 дня. Чтобы не было больше обвинений, так сказать, в неспособности. ?