По словам главы Минтранса Виталия Савельева, лизингодатели требуют вернуть более 500 самолетов на общую сумму $20 млрд. Авиакомпании пытаются вести переговоры с лизингодателями о выкупе самолетов, но «пока безрезультатно». Всего в России около 1300 самолетов.
Уже на раз говорили о том, что вариант «не отдать» будет не лучшим в сложившейся ситуации. Полноценно летать эти борта вряд ли смогут, а вот клубок сопутствующих проблем технического и финансового характера неизбежно принесут. Например, господин Савельев указал на проблему с аккредитивами: «Это примерно 200 млрд рублей для всех авиакомпаний, потому что наши банки… выставляли аккредитивы против зарубежных банков, гарантируя, что будут эти платежи. Сейчас эти аккредитивы вскрыты, и дефолт авиакомпаний, который состоится 28 марта, мы, надеюсь, к этому времени найдем решение… этот дефолт даст кросс-дефолт по нашим банкам. Поэтому либо банки страдают, либо авиакомпании, потому что банки предъявляют претензии».
Про техническую сторону проблемы также много говорилось. ЕС запретил поставки в Россию самолетов и запчастей, их техобслуживание и страхование. Лизингодатели должны разорвать контракты с российскими авиакомпаниями.
Самое смешное, что сами лизингодатели этого не хотят. Непонятно, что им делать с этим большим дорогостоящим парком, который некуда пристроить. Собственно, российским авиакомпаниям такое количество самолетов тоже вряд ли нужно после резкого сокращения направлений, по которым они летают.
И если Европа хочет идти на принцип, то не лучше ли, если они (самолеты) станут головной болью европейских лизинговых компаний, а не российских авиакомпаний? Правда, у нас тоже есть свои принципы, которые могут быть важнее приземленных мотивов.
В марте США опубликовали список из 99 самолетов Boeing, эксплуатируемых в России, запретив их заправку, предоставление запчастей и услуг. В авиаотрасли опасаются аналогичных европейских ограничений на Airbus.
Проблемы с международными полетами могут возникнуть даже у «Суперджетов». Во всяком случае у тех авиакомпаний, которые решат не возвращать самолеты иностранным владельцам.
Теоретически можно было бы выбрать компанию, которая одна в частном порядке исполнила бы требования лизингодателей и продолжила летать по миру на Суперджетах от российских лизингодателей.
Жаль только, что это не единственная проблема, которую сейчас приходится решать Минтрансу, Росавиации и авиакомпаниям.