Фондовый рынок в России готовится к открытию торгов. Пробным шаром станет возобновление с понедельника торгов ОФЗ, которое станет своеобразным “QE по-русски”. Однако больший интерес вызывает вопрос с возобновлением торгов в секциях акций и облигаций.
По появившейся информации, ЦБ предлагает создать (возможно, временный) механизм, который должен предотвратить новую волну панических распродаж.
Речь идёт о разделении секции торгов акциями на 2 части:
1️⃣ Для российских резидентов – оншорная часть.
2️⃣ Для нерезидентов – оффшорная часть.
Простыми словами, провести сделку между резидентом и нерезидентом России будет невозможно.
С высокой долей вероятности, как только возобновятся торги долевыми ценными бумагами, иностранные фонды, которые не успели реализовать акции отечественных компаний, вынуждены будут их продавать. Причина – снижение “тройкой” международных рейтинговых агентств оценок российского долга до “преддефолтного” уровня. Согласно инвестиционным декларациям большинства инвестфондов, снижение рейтинга является автоматическим сигналом к избавлению от излишне рискованных активов.
Однако быстро продать свои бумаги они не смогут технически – их операции заблокированы, нерезидентам запрещено продавать ценные бумаги российских эмитентов на Московской бирже. Вместе с тем, так исторически сложилось, что у многих игроков нашего рынка есть позиции как в оффшорной, так и в оншорной части. Через зарубежных брокеров и заграничные дочки российских брокеров работают отнюдь не только иностранцы, но и отечественные компании через нерезидентные структуры. Получится, что у одних и тех же игроков возникают разные классы активов. Звучит странновато.
Что означает для инвесторов разделение рынка? Пока механизм разделения рынка не понятен до конца. Можно предположить, что резиденты будут видеть одну динамику акций, а нерезиденты – ориентироваться на совсем другие цены.
Такое разделение вряд ли просуществует долго. Оно, прежде всего, не рационально. Уже сегодня многие западники задавали мне вопрос “А как можно купить российские GDR?”, так как понимают, что при таких ценах риск против возможности заработать (risk adjusted return) огромный. И если цены снизятся еще в офшорной части, то придется разрешать проводить нерезидентам покупки, а не только продажи.
При этом наличие оффшорного рынка будет депрессивно действовать на наш оншорный рынок, который, как все прекрасно понимают, будет оторван от всех реалий. Эдакая, как говорят некоторые коллеги, ничего не выражающая “песочница”.
Разделение российского фондового рынка на оффшорный и оншорный – наверное, не совсем то, что нам нужно на долгосрочном горизонте. Однако… Поживем – увидим!