В уходящем году о нехватке продовольствия и росте цен на него разговоров было немало.
Согласно ноябрьским данным, индекс цен на продовольствие ООН вырос на 27,3% за год.
Проблема для многих стран политически чувствительная. Как ее решать – тоже понятно (прямо сейчас либо потребление сократить, либо китайцев раскулачить), но быстрых решений тут нет. Гораздо проще и быстрее найти виноватых.
И вот японские аграрные ученые и чиновники подумали и указали всем на слона, которого никто не заметил. Разумеется, во всем виноват Китай, набивающий зерном свои закрома так, как если бы китайский дракон превратился в хомяка: «China hoards over half the world’s grain, pushing up global prices» (Nikkei Asia).
Оказывается, примерно 20% мирового населения прячет от мира более половины глобальных запасов кукурузы, риса, пшеницы и сои. Им самим столько зерна не нужно, пшеницы в закромах на полтора года потребления. А где-то в мире голодают порядка 700 млн человек.
В статье есть пара красивых графиков. На одном показано, что доля китайских запасов относительно мировых за 10 лет выросла примерно на 20 процентных пунктов. Например, по рису с 40% до 60%, по остальным в том же духе. Еще больше должен впечатлить рост импорта продовольствия в Китай в долларах: за 10 лет он подскочил в 4,6 раза до $98,1 млрд.
Так что, получается, надо всем миром застыдить Китай? Заставить перестать импортировать зерно, а запасы раздать голодающим? Вряд ли все с этим согласятся. Экс-президент США, например, считал, что Китай покупает слишком мало американского зерна и сои. Хотел заставить покупать больше, но не получилось.
Да и лукавят японские товарищи с графиками. В конце 90-х доля Китая в мировых запасах зерна была еще выше. Воспоминания о культурной революции и голоде был еще относительно свежими. Затем более 10 лет запасы в Китае падали, что не помешало ценам на зерно подскочить в начале 2010-х.
Вероятно, последствия того скачка цен, в том числе в виде Арабской Весны, заставили Партию пересмотреть пренебрежительное отношение к резервам и начать их наращивать. К 2019 году они достигли текущего уровня, все это время цены падали. Так что прямой корреляции между китайскими запасами и ценами нет.
Выбор базы для сравнения выглядит как откровенная манипуляция.
С ростом импорта тоже понятно. До 2010-х Китай был почти самодостаточен в продовольственном плане. Но потребление количественно и качественно растет, производство за ним не успевает. Приходится импортировать. При этом основные поставщики – это США и Австралия, отношения с которыми не идеальны. Как тут не задуматься о подушке безопасности?
И еще японским товарищам на заметку. В США на производство этанола ежегодно уходит эквивалент половины тех самых гигантских китайских запасов кукурузы. Или это борьба с изменением климата, а значит святое?