Что с платиной?
Почему она падает, и начнет ли когда-нибудь расти? Тема непростая, ведь нам платина по-прежнему нравится. Но второе полугодие получилось непростым, и пока не совсем ясно, когда этот негативный тренд переломится. Попробуем разобраться.
Еще в мае Всемирный Платиновый Инвестиционный Совет (WPIC) ждал в этом году дефицита в 158 тыс. унций, а на прошлой неделе они ждали уже 769 тыс. унций профицита. Разница в 927 тыс. унций в год для платины – примерно как 12 млн. баррелей в день для нефти. Неудивительно, что цены на платину оказались под сильным давлением.
Почему все так резко переменилось, и есть ли свет в конце туннеля?
Исходная проблема – в дефиците чипов. По этой причине выпускается меньше автомобилей, спрос на автокатализаторы упал. Это – основной сегмент спроса на физическую платину. По сравнению с майской оценкой, спрос на платину для автокатализаторов упал 221 тыс. унций. При этом предложение металла растет опережающими темпами (на 230 тыс. унций больше, чем в мае, до 8114 тыс.). Это совсем немного меньше 2019 года. Сложилась ситуация обратная той, что мы видим на многих других товарных рынках. С предложением проблемы (энергоносители, большинство металлов, пшеница, кофе), а спрос растет везде.
Инвестиционный спрос на платину резко упал, сразу на 501 тыс. унций относительно майской оценки. Это и плохая, и хорошая новость одновременно.
Что хорошего? Прежде всего, львиная доля падения спроса пришлась на ETF, почти не затронув монеты и слитки. Розничные инвесторы по-прежнему защищаются от инфляции доступными способами. Финансовые же инвесторы – как флюгер: быстро ушли, быстро вернутся при других обстоятельствах.
Изменятся ли обстоятельства? По первой оценке WPIC в 2022 году ничего особо не изменится. Профицит лишь немного сократится – до 637 тыс. унций. Пожалуй, именно такие оценки навевают наибольшую тоску на рынок. Но тут можно поспорить.
Во-первых, автокатализаторы. Некоторое восстановление мы увидим, и даже отложенный спрос не исключен. Также продолжится замена платиной палладия. Это и в текущем году немного поддержало спрос, а в следующем процесс продолжится.
Во-вторых, промышленный спрос. Он тоже порадовал в этом году, особенно в стекле. На 2022 год у WPIC прогноз не очень оптимистичный, но мы видим, насколько сильно они могут ошибаться даже с более поздними, а не первыми, оценками. Диверсификация применения дает платине некоторую устойчивость физического спроса и возможность разных точек роста, в том числе в новых «зеленых» областях. Например, для получения «зеленого» водорода и в топливных ячейках. Эти «хайповые» темы могут стать популярными, инвесторы такое любят. Потоки в ETF могут быстро вернуться, и мы вновь увидим рост цен.
До какого уровня? Время покажет, ведь слишком много разных факторов может влиять, но потенциал значительный. Можно лишь предположить, что с большой вероятностью в ближайшие 2-3 года платина вновь будет дороже палладия. Их встреча может состояться и на $1300, и на $1500, и выше. Да, сейчас платина непопулярна, но если вы ищете фундаментально хороший, долгосрочный и не переоцененный актив, то платина, с учетом вышеперечисленного, видится нам именно таким.
Как лучше инвестировать? Наиболее простой способ купить «чистую» платину – ETF. Самый популярный и ликвидный это Aberdeen Standard Physical Platinum Shares ETF (PPLT). Менее ликвидный, но чуть дешевле по комиссии GraniteShares Platinum Trust (PLTM). С производителями сложнее. Самые «платиновые» живут и торгуются в Южной Африке. Это Anglo American Platinum, Impala Platinum и Sibanye Stillwater Ltd. Все у них хорошо, кроме прописки. Поэтому в качестве альтернативы можно рассмотреть знакомые нам Норникель и Eurasia Mining (EUA LN). Надежно, диверсифицировано, но с примесью палладия, никеля и меди.