Деловая активность в мире замедляется.
Глобальный индекс деловой активности J.P.Morgan в июне составил 56,6 после 58,5 месяцем ранее. Это минимальное значение индекса за три месяца.
Замедляется рост деловой активности как в промышленности, так и в секторе услуг. В услугах индекс упал с 59,6 до 57,5. В промышленности – с 56 до 55,5.
Основные причины глобального разворота.
Первая и основная причина: возвращение COVID в развивающиеся страны и последующие ограничительные меры на этом фоне (как, например, в России). В следующем месяце, скорее всего, мы увидим еще более низкие глобальные индексы деловой активности из-за дельта-штамма. Возможно, это замедлит рост на пару месяцев.
Основной риск для рынков: дельта-штамм с некоторой вероятностью может вернуться в развитые страны, например, в США. Тогда мы, как минимум, увидим серьезные коррекции.
Вторая причина: сбои в цепочках поставок в сочетании с ростом цен на сырье, что бьет по промышленному сектору во всем мире.
Основной риск для рынков: если инфляция на этом фоне перестанет быть контролируемой и приведет к сворачиванию QE в развитых странах и/или к оттоку капитала из развивающихся (внимание, в первую очередь, на Турцию).
Третья причина: страны рано или поздно начинают исчерпывать свой потенциал восстановления. Даже США, где сняты ограничения и осуществляются меры поддержки, восстанавливается все медленнее. Этот кризис – причина безвозвратных потерь: часть бизнесов больше никогда не откроется и часть народу никогда не выйдет на работу.
Основной риск для рынков: разочарование инвесторов, которые ждали бума, а увидят медленный и неспешный рост во второй половине 2021 и в 2022 годах. Также допускаю, что в 2022 году прогнозы по восстановлению экономики во многих странах могут быть понижены, увы.
Картина, которую мы видим сейчас, может поменять глобальные расклады. Экономический рост вполне может оказаться более зыбким, чем все ожидают. С одной стороны, это может стать разочарованием для рынков, с другой – новой надеждой. Commodities в последнее время дешевеют, что может снижать инфляционное давление в мире. Мы видим, что сейчас инвесторы уходят в доллары и американские гособлигации. Как я уже писал с утра, доходности UST падают, DXY растет. Снижение цен на сырье и замедление экономического роста способны побудить центральные банки снижать QE менее резко, чем мы ожидали, что может оказать поддержку рынку.
Тем не менее, описанные риски нельзя недооценивать. Потому что именно такие глобальные процессы больше всего сейчас влияют на то, увидим ли мы коррекции или будем и дальше подрастать, из-за избытка ликвидности.