Многие связывают его снижение с ростом доходности облигаций и опасениями на поднятие ставки.
Логика здесь такая – золото не генерирует фиксированного дохода. А значит, по мере роста привлекательности облигаций из-за роста доходности, инвесторы из золота могут начать перекладываться в облигации.
Поскольку инфляционные ожидания растут, доходность продолжит расти, а значит, все больше людей будет выбирать такую стратегию.
Доводилось видеть мнение, что по этой причине золото «навсегда» останется ниже $1700.
Если не считать очевидного преувеличения насчет «навсегда», то логика в этих рассуждениях есть. Но есть и нюансы, и даже не один.
– Эти рассуждения в принципе могли бы быть применимы, если бы золото и облигации конкурировали за один фиксированный бюджет, и вопрос был бы лишь в аллокации. Это точно не так даже без участия Центробанков, а они вливают все больше и больше новых денег именно сюда.
– Еще важнее сама причина, по которой растет доходность, и она уже упоминалась выше – это рост инфляционных ожиданий. Рост цен означает рост номинальной стоимости «реальных активов», к каким относится золото. И в инфляционном мире неприменим аргумент об отсутствии купонного дохода, который выражен в теряющих стоимость денежных единицах. Здесь важнее защита от разрушения этой стоимости, и золото такую защиту, пусть и с оговорками, предоставляет.
Те же, кто утверждает, что это все уже было в прошлом, и теперь роль золота, дескать, играет крипта, думаю, скоро поймут, как они заблуждались. Мировые регуляторы еще не сказали своего слова. Но могут сказать.
Что касается самой инфляции, то здесь можно грубо выделить два сценария.
1.Инфляция усиливается, но остается под контролем. Тогда монетарная политика существенно не меняется, ставки стабилизируются и даже падают, благодаря ФРС. Все возвращается к тому, что было во 2 полугодии 2020, то есть умеренно растут и облигации, и золото.
2.Инфляция растет резко, и нынешний порядок нарушается. Дальнейшее зависит от масштабов инфляции, и еще более – от инфляционных ожиданий.
В мягкой форме это повторит сценарий 2000-х до кризиса – ставки постепенно растут, золото растет еще быстрее (в 2000-х более чем втрое до начала кризиса).
В более жестком варианте рефинансирование гигантских долгов, включая суверенные, становится невозможным, рынок облигаций стремится к коллапсу, вынуждая ФРС выкупать все. Золото в этом случае может отправиться в стратосферу.
Вывод? На наш взгляд, нынешняя слабость золота временная и не связана напрямую с инфляционными ожиданиями.
Это могут быть чисто торговые стратегии, например, покупка золота на заемные деньги со ставкой, привязанной к доходности облигаций.
Сейчас такая торговля убыточна, и позиции закрываются, в пользу этого может говорить резкое падение спекулятивных лонгов на золото – почти вдвое с конца декабря на уровень весны 2019-го, когда золото торговалось ниже $1300. Инфляционная же торговля, по сути, еще не началась, и она однозначно позитивна для золота.
Убежден, со мной многие не согласятся. Во всем этом есть немало ifs & buts. Высказываю свою осторожную точку зрения. На истину в последней инстанции не дай Бог, не претендую.
Однако акции производителей драгметаллов держу в своих портфелях и портфелях клиентов. И в новый сертификат их тоже купили.