И лира действительно укрепилась до 7,5 лир за доллар в тот же день – рынок явно поверил в намерения ЦБ и президента. Но ненадолго; в последующие дни валюта, увы, снова начала падать.
Напомню, Турция имела проблемы с падением валюты и высокой инфляцией годами – а в коронавирус они обострились. На фоне давления президента на ЦБ, которое вылилось в слишком низкие ставки, курс пробил дно в 8,5 лир за доллар. Тогда все поняли масштабы проблем и, наконец, «взялись за ум». Эрдоган пообещал не давить на Банк Турции, а новый глава регулятора – бороться с инфляцией и обесцениванием лиры.
На мой взгляд, недавнее повышение ставки регулятором до 15%, оказалось недостаточным, чтобы сдержать обесценение лиры:
– Курс начал возвращаться к прежнему уровню уже на следующий день, вырос до 8 лир за доллар и сейчас колеблется в районе 7,9.
– У Турции слишком много накопленных проблем: долларизация (у банков около 60% депозитов в иностранной валюте), отсутствие валютных резервов. Повышать ставку до 15% надо было раньше, сейчас это вполне может оказаться несвоевременным и не поможет взять под контроль накопленные проблемы.
– Сам Банк Турции сегодня нам продемонстрировал, что повышения ставки недостаточно, чтобы предотвратить продажи лиры. Сегодня регулятор увеличил лимиты на продажу свопов в лирах с 50% до 60%. Кстати, из-за этого лира, собственно, и немного укрепилась. Но это не борьба с болезнью, а опять – с симптомами. Если запрещать продавать лиру, люди больше в нее верить, увы, не станут.
От следующего заседания регулятора жду дальнейшего поднятия ставки или прочих ограничительных мер. Пока у потомков янычар поводов для оптимизма маловато. Турецкая лира все еще слаба и ее проблемы оказалось не так уж просто решить.