Масса вопросов от подписчиков по авиакомпаниям, акции которых сильнее других секторов упали во время всеобщего обвала.
Хотел бы предостеречь – это крайне опасная тема. То, что они сильно упали, не значит, что они не могут упасть еще сильнее и, возможно, даже вообще обанкротиться.
Памятен пример Japan Air Lines, цена акций которой превратилась в 0, а сама компания была национализирована. Акционеры потеряли все. Потом, правда, компания была вновь приватизирована, и акции ее обращаются на рынке, но это уже детали, а нам важен прецедент.
Бизнес авиаперевозок и в обычные времена является низкомаржинальным и очень непростым. Недаром отличительной особенностью всех авиакомпаний является их высокая долговая нагрузка. Это объясняется постоянной потребностью в кэше, потому что компании буквально живут «с колес». То есть фактически не имеют запаса финансовой прочности.
Высокий “леверидж” приводит к тому, что любое ухудшение условий для бизнеса моментально приводит к серьезным финансовым последствиям для авиакомпании, что, естественно, отражается на акциях.
Текущая ситуация очень и очень сложная. Каждый день простоя – это огромные потери по лизинговым платежам. Когда самолет находится на земле, это прямой убыток для перевозчика. Цель любой авиакомпании, чтобы каждый борт как можно дольше находился в воздухе, “отбивая” огромные затраты на его покупку.
В настоящий момент многие авиаперевозчики сократили полеты на 80-90%.
Будьте очень осторожны с инвестициями в этом секторе. Не исключаю, что последует ряд банкротств ближе к лету или осени. Авиакомпании – это игра с огромным уровнем риска.
Правда, есть один нюанс. Сегодня на наших глазах происходит форс-мажор. А это значит, что некоторые обязательства авиакомпаний могут быть отложены, реструктурированы или заморожены. Плюс их могут поддержать государственные органы. Так что все не совсем очевидно.
Является ли исключением наш «Аэрофлот»? Который, являясь государственной компанией, еще и абсолютный монополист. И да, и нет. С одной стороны, компанию в любом случае поддержат и не дадут упасть. С другой стороны, это не отменяет того, что сектор в целом – очень рискованный, и лично я предпочитаю пока к нему не приближаться.
Пока предпочитаю другие идеи.