В той панике и истерии, которую мы сегодня наблюдаем на финансовых рынках, есть один достаточно важный аспект. Сегодня ночью ФРС, образно выражаясь, дала залпы практически из всех имеющихся в распоряжении орудий.
Запущены беспрецедентные меры по вливанию ликвидности на финансовый рынок. Аналогов тому, что происходит сейчас, не было ни в 2008-2009 г. и последующих раундах QE, ни в более ранние периоды.
Что было сделано?
1. Понижение ключевой ставки на 100 б.п., то есть до нулевой отметки.
2. Новый раунд QE на $700 млрд по выкупу UST, а также ипотечных бумаг.
3. Разморожены своп-линии с ЕЦБ, Банком Англии, ЦБ Японии, ЦБ Канады и Швейцарским национальным банком.
4. Обнулены резервные требования для банковской системы США.
Хочу заметить, что меры принимались в экстренном порядке – ФРС не стала ждать 18 марта, а использовала весь свой арсенал в воскресенье. Экстренность, на мой взгляд, также немаловажный аспект. Особенно учитывая пассивность главы американского регулятора, к которой все уже успели привыкнуть и даже подшучивали над ним. А он вон как выступил, причем 2 раза подряд.
Возникает логичный вопрос: а что дальше, господа? Что еще надо будет предпринять, если не помогут и эти меры? Увеличить еще до совсем уж невероятных размеры QE? Увести ставки в отрицательную зону? Изменить и расширить залоговые списки на аукционах РЕПО? Или вообще проводить их без залога? Вопросы, вопросы…
К слову, провел экспресс-анализ текущего падения американского рынка на индексе S&P500, сравнив его с прошлыми подобными ситуациями. Из более или менее похожих – лишь октябрь 1987 г. и осень 2008 г. когда от пиковых значений за 20 дней индекс упал на 20,47% и 27,15% соответственно. На текущую дату S&P500 от пиковых значений 2020 г. упал пока на 26,6%
Основной вывод: падение 1987 г. мы уже преодолели, а вот до самой глубокой точки падения в октябре 2008 г., когда рухнул Lehnam Bros, мы пока не добрались. То есть, падать еще есть куда, и вполне возможно, в ближайший месяц рынок может повторить путь осени 2008 г., а быть может (кто знает?) и показать еще более глубокое падение. Если снова оглянуться на 2008 г., то теоретически down-потенциал может составить около 16%.
Безусловно, проводить прямых аналогий нельзя. Поэтому это небольшое статистическое исследование, скорее, – информация к размышлению, а никак не прогноз. Тем более, что изменился и рынок (например, появилось гораздо больше роботов), да и причины несколько другие.
Никогда еще в новейшей истории рынки не рушились под влиянием пандемии. То есть угроза идет не финансовой стабильности, а непосредственно жизни человека. Так что, предсказать точно, что будет дальше – спасут ли рынки монетарные стимулы, или найдут вакцину, или, напротив, изменится сама парадигма рынка, предсказать не представляется возможным.