Вкратце поясню вчерашний позитив рынка по поводу акций Teva (TEVA US).
Teva и еще несколько компаний из сектора фармы достигли досудебной договоренности со штатом Огайо. По ее условиям они совокупно выплатят компенсацию около $260 млн.
Обязательства Teva в этой сделке таковы: $20 млн наличными и $25 млн на борьбу с опиоидной зависимостью. Рост акций компании на американском рынке доходил вчера до 19%.
Почему это важно, и в чем позитив? По опиоидному скандалу создан прецедент, в соответствии с которым (с высокой долей вероятности) будут проходить все подобные иски. То есть, налажен механизм, и неопределенности станет меньше.
Есть и плохие новости. Исков в рамках американского опиоидного скандала уже около 2500. Сумма общей компенсации, которую должны будут заплатить несколько компаний, оценивается диаметрально – аналитики озвучивают цифры в диапазоне от $30 млрд до $100 млрд.
Истина где-то посередине, но очевидно одно: платить придется, и много. Более того, не исключаю, что после того, как запахло кэшем, новые иски полетят с удвоенной энергией. И, возможно, уже не только по опиоидам. Придумают что-нибудь новое.
Никто почему-то не задумывается, что в итоге население США может либо остаться без современных препаратов, либо будет их покупать по очень высоким ценам, в которые уже будут заложены риски вероятных судебных разбирательств.
Что касается Teva, то компания обещала пожертвовать лекарство Suboxon на сумму $28 млрд в течение следующих 10 лет. Означает ли это, что Teva будет недополучать около 15% выручки ежегодно? Если да, то картина складывается не очень позитивная. Впрочем, этот момент пока не до конца понятен, и с этим надо будет разобраться отдельно.
Резюмирую. Пока по этой истории идет позитивная волна, полагаю, надо оставаться в бумаге и пытаться минимизировать потери. Когда эмоции схлынут, и будет посчитано, во что фарма-компаниям обойдутся мировые соглашения, буду смотреть. Пока есть ощущение, что бумага может быть дороже. Однако дьявол скрыт в деталях, а они могут оказаться настолько печальными, что придется резать позицию.