О чем именно идет речь? Давайте по порядку.
1️⃣Санкции со стороны США и Великобритании. В результате РУСАЛ отрезан от западных рынков и больше не может поставлять алюминий на Лондонскую и Чикагскую биржи.
2️⃣Потеря важнейшего актива — Николаевского глиноземного завода, который закрывал около 20% потребностей РУСАЛа в сырье. Теперь компания вынуждена больше денег тратить на импорт глинозема, что сопряжено с повышением затрат из-за увеличения цен и девальвации рубля.
3️⃣Ухудшение финансовых результатов. Так, по итогам 2023 года выручка РУСАЛа сократилась на 17%, EBITDA — на 61%, а чистая прибыль — на 75%. Свободный денежный поток по итогам года находился в отрицательной зоне.
4️⃣Рост долговой нагрузки. Вследствие значительного падения EBITDA отношение чистого финансового долга к EBITDA на конец 2023 года составило 7,5х! Для сравнения — в 2022 году коэффициент был на уровне 3,1х.
➡️ И вот новая напасть, о которой, однако, предупреждали ранее: РУСАЛ может потерять 1,5 млн тонн экспортных поставок из-за западных санкций. Сегодня реальность этого риска подтвердило агентство Bloomberg. В его статье говорится, что китайские клиенты приостановили импорт российского алюминия из-за роста мировых цен.
В принципе, на Китай, как на потенциальный рынок сбыта, надежда была небольшая. В Поднебесной своего алюминия — выше крыши. Цифры говорят сами за себя: при годовом выпуске на уровне 41,5 млн т, страна экспортирует лишь порядка 5-6 млн т. Думаю, тут комментарии излишни.
◽️Ну и мы с вами прекрасно знаем, что китайцы действуют по принципу «дружба дружбой, а табачок врозь». Тем более, они прекрасно понимают, что для у РУСАЛа, по сути, нет альтернатив. Поэтому могут диктовать свои, невыгодные российской стороне, условия.
К чему я все это? Дело в том, что завтра состоится СД РУСАЛа, на котором будет обсуждаться выплата дивидендов за 2023 год. Полагаю, что с большой долей вероятности рекомендаций к выплатам не будет.
✔️ С одной стороны, EBITDA за 2023 год все-таки была положительной. Дивидендная политика компании предусматривает выплату порядка 15% от этого показателя. Однако, с другой стороны, все вышеуказанные проблемы как-то совсем не располагают к выводу денег из компании. Не лучше ли их потратить на сокращение долговой нагрузки или развитие новых каналов сбыта? На мой взгляд, сегодня для РУСАЛа это имеет первостепенную важность.
? Подведем итог. Вероятность выплаты дивидендов — чрезвычайно низкая. РУСАЛ испытывает серьезные проблемы с операционным бизнесом. И на этом фоне снова актуальны тезисы о возможной господдержке стратегически важного для страны актива. Это было бы вполне логично. Случится ли это в обозримом будущем? Посмотрим…