Основной практический итог саммита в Глазго – падение акций угольных компаний.
В Гонконге, при стабильном общем фондовом рынке:
– China Shenhua Energy -1%;
– Yanzhou Coal -4% (внебиржевой рынок: YZCAY).
В Индонезии (крупный экспортер угля):
– горнодобывающая Bumi Resources -4%,
– Indika Energy -6%.
– Adaro Energy -4%.
В Австралии: (компании по добыче энергетического угля)
– Whitehaven Coal -2%,
– New Hope (OTC: NHPEF) -0,5%.
(горнодобывающие предприятия металлургического угля)
– South32 (OTC: SOUHY) -2%;
– Coronado Global Resources -3%.
Вообще, экологический саммит в Глазго удалось спасти в последний момент. Форуму немного не повезло проходить параллельно с энергетическим кризисом, для борьбы с которым в Китае обновлялись многолетние рекорды дневной добычи угля. Но когда это мешало громким заявлениям, раз уж высокие делегации собрались вместе?
Китай и США, несмотря на обилие противоречий в самых разных сферах, осознали, что климатических целей могут добиться только вместе. И поставили себе амбициозные задачи по снижению выбросов углекислого газа в текущем десятилетии. Ранее Китай ожидал переход через пик выбросов в 2030 г. Использование угля планируется начать «постепенно снижать» уже с 2026 г.
Впрочем, конкретики мало. В итоговом заявлении саммита уточняются механизмы торговли квотами на выбросы, однако от климатического пакта 2014 г. отличия не принципиальны. Тем более, что жизнь частенько вносит коррективы. Трамп, к примеру, просто вышел из климатических соглашений в 2017 г., и гарантий от повторения такого шага никто не даст.
Китайское же руководство между целями по снижению добычи угля и светом и теплом в домах зимой, очевидно, снова выберет последнее.
Однако это совсем не говорит о том, что подобные декларации о намерениях пусты и не имеют последствий в реальности. Наоборот, «зеленый» тренд с нами надолго, и тенденция к ограничениям энергоемких производств может продолжиться. А это значит, что тот же алюминий может стать менее доступным и более дорогим. Равно как и «более чистые» источники энергии, от газа и урана до возобновляемых.
Компании, работающие в «зеленых» секторах, или считающихся таковыми, будут оставаться в центре внимания инвесторов и общественности. Здесь спектр очень широк – от энергетики и транспорта до всего, что связано с повышением энергоэффективности. Ведь с развитием рынка квот, все, что способствует снижению выбросов, можно будет продать.
Опыт последних месяцев также показывает, что вероятность энергетических кризисов растет. Сложно добиться устойчивого роста экономики с ограничениями на добычу самого дешевого топлива. Что делать, когда возникнет очередной кризис, мы теперь знаем. Так что не забываем названия угольных компаний ?
Ну и раз пошли такие пироги, фокусируемся и ищем каждый у себя основания, по которым мы тоже могли бы гордо называться Зеленым бизнесом. Тренд однако ?