Компания Mercury Retail Group, владелец сетей «Красное и белое» и «Бристоль», перенесла IPO на Мосбирже. Официальная формулировка – из-за ситуации на рынке. При этом еще несколько дней назад выходили новости, что спрос на бумагу высокий, и книга переподписана.
На наш взгляд, в том, что Mercury решили отложить IPO, нет ничего удивительного. Более того, это уже «вторая ласточка»: недавно «Делимобиль» поступил аналогичным образом. Как показывает практика последних размещений российских акций, данные мероприятия пока не вызывают большого воодушевления у инвесторов. Так что решение вполне логичное
Однако возникает вопрос – почему компании идут на попятную в последний момент?
Ответ очевиден: многие недавние IPO не оправдывали ожидания инвесторов тем, что после, собственно, «плейсмента» котировки новоиспеченных публичных компаний не показывали желаемого роста.
«Ренессанс Страхование», ЦИАН, Softline – наиболее яркие примеры того, когда интересные в фундаментальном плане компании начинают жизнь на бирже ни шатко, ни валко. Да и «Совкомфлот» тоже вспоминается в этом контексте, несмотря на то, что размещение было сравнительно давно.
Почему же так происходит? Казалось бы, российский фондовый рынок стремительно развивался в последние годы. Так, число уникальных клиентских счетов на «Мосбирже» выросло примерно в 9 раз. Оборот по торговле акциями за аналогичный период вырос в 1,6 раза до примерно $390 млн
С другой стороны, кто приходит на биржу? Частные инвесторы, с небольшими объемами счетов. К примеру, за последние 12 месяцев совокупный приток средств от физлиц составил 269 млрд руб. или $3,8 млрд. Много это или мало? Очевидно, недостаточно для того, чтобы «расторговывать» новые истории.
Взгляните на «стакан» того же «Ренессанс Страхования» – там очень мало ликвидности. Как бумага будет расти в таких условиях? Пороху частных инвесторов не хватает на все – и на «фишки», и на «второй эшелон», и на новые истории. А вот больших денег, которые определяют погоду как на рынке в целом, так и в сегменте IPO в частности, пока негусто. Почему? Это другой вопрос, который надо рассматривать отдельно.
Вот и получается, что, с одной стороны, активность розничных инвесторов растет, а с другой – «денег нет, но вы держитесь»(с).
Обороты торговли на «Мосбирже» или, к примеру, на NYCE несравнимы – это разные вселенные. Американские IPO до сих пор интересны инвесторам со всего мира, поскольку часто в первые же дни торгов новые акции «улетают» на несколько десятков процентов.
Конечно, не все российские компании будут откладывать IPO. Ждем размещение «СПБ Биржи», и не исключаем, что оно будет более успешным, чем несколько последних.
Какие пути выхода из подобной ситуации? На самом деле, решения есть. Во-первых, это пенсионная реформа, при которой частные пенсионные фонды могли бы формировать пулы долгосрочных инвесторов. Во-вторых, необходима регуляторная реформа, после которой ПИФы (аналоги американских фондов прямых инвестиций) были бы более свободны на рынке.
Но пока имеем то, что имеем. Рынок действительно стал более активен, но регулятор по-прежнему не заинтересован в росте капитализаций компаний. Точнее, не то, что бы это ему мешает, и он препятствует, просто для него парадигмы роста капитализации фондового рынка на сегодняшний день не существует. В этом случае недостаточность усилий регулятора выливается в то, что компании отменяют планы по публичным размещениям.
Очень надеемся на то, что в будущем эта ситуация изменится, тем более, что определенная работа в этом направлении ведется. Шансы на это есть, особенно, если на мировых рынках ничего не изменится в худшую сторону.
Однако необходима очень слаженная работа и регулятора, и биржевого сообщества. И, конечно, очень серьезная дерегуляция всей российской биржевой истории.