Китайцы массово начали продавать брендовые вещи напрямую с фабрик — по цене, близкой к себестоимости. Тренд набрал популярность в TikTok — как ответ на пошлины США. Логика понятна: из-за падения заказов от западных компаний фабрикам нужно куда-то сбывать товар. Почему бы не продавать самим?
Схема простая:
Если вы, например, производите сумочки для западных компаний, но заказы просели из-за выросших пошлин, то почему бы вам не выстроить собственную воронку продаж, играя на ключевом преимуществе: низкой цене. Тем более, что защитить интеллектуальную собственность в Китае традиционно сложно. Да и вряд ли Пекин будет строго следовать правилам, когда Штаты первыми начали ломать глобальные договорённости.
На видео — пример: китайцы продают через TikTok сумки, визуально похожие на Birkin. В ролике заявляется, что оригинальная цена таких сумок может доходить до $38 000. Изделие разбирается на части с указанием стоимости каждого компонента — используются те же материалы, что и в оригинале (по словам авторов, они импортируются из Европы). В результате заявленная себестоимость составляет $1395. Единственное отличие — отсутствие логотипа, который, как утверждается, «и стоит» оставшиеся $36 605. В рекламе лого не наносят, чтобы всё-таки была лазейка в случае иска. Однако при «кулуарном» заказе логотип могут добавить за доплату.
Пока ситуация ещё не стала глобальной проблемой, но учитывая масштабы китайских производств, риск есть. Также не исключено, что даже после окончания тарифной войны китайские фабрики продолжат массово демпинговать и зарабатывать на западной марже.
Понимая это, люксовые бренды уже сейчас запускают контрмеры. Например, компания Hermès, которая производит Birkin, мотивирует инфлюенсеров делать посты о том, что качество её сумок уникально. И даже при использовании тех же компонентов, оригинальная сумочка Birkin из Франции отличается от китайского аналога.
Интересно, что главными пострадавшими оказываются европейцы, хотя тарифную войну начали США. Так исторически сложилось, что основные люксовые бренды с высокой маржой происходят из Франции и Италии. Не зря одним из самых богатых людей мира является француз Бернар Арно — владелец LVMH (бренды Dior, Louis Vuitton, Givenchy и др.).
Описанная ситуация — ещё один пример тектонических сдвигов последнего времени. Старый привычный мир «глобализма» постепенно уходит. Сценарии, которые ранее казались совершенно невероятными, теперь выглядят вполне допустимыми.