Главный вопрос — а что, собственно, будет дальше?
➡️Иран на этом этапе, скорее всего, ограничится осуждениями и, возможно, попытается каким-то образом осуществлять поставку оружия «Хезболле». Но, по всей видимости, по крайней мере на первом этапе операции ему это не удастся сделать.
➡️Иранские прокси (хуситы, иракские военные формирования) будут пытаться что-то делать, но опять же… вероятнее всего, без каких-то результатов.
➡️Смотрим на рынки:
нефть — скорее вниз,
золото — на месте,
бегства инвесторов в доллар и трежеря не наблюдается вообще.
📎Мораль: все понимают, что глобальных рисков пока не наблюдается.
Ну так что… можно выдохнуть и вообще ни о чем не переживать?
К сожалению, не вполне. Зайти в Ливан не сложно. Вопрос: что дальше? Здесь, увы, вариант-то один — держать эту территорию. Проблема в том, что через неделю-другую «Хезболла» начнет приходить в себя. И пойдут серьезные обстрелы как этого пятачка земли, так и территории самого Израиля.
Да, противотанковыми (и самыми, как выясняется, опасными) ракетами север Израиля уже не смогут обстреливать. Остается только баллистика, которую легче сбивать. Но вот данный участок — сам захваченный южный Ливан, бить этими самыми ракетами будут жестко. Израильтяне, естественно, будут охотиться за пусковыми установками и уничтожать их.
А далее что?
Превратить в руины пол-Ливана? Ну, так себе перспектива. Да и весь мир опять накинется на Израиль. Короче… не вариант.
Расширить зону боевых действий? А где тогда остановиться в итоге? Как в 80-х в Бейруте? А потом? Но тогда, кстати, может встать вопрос — а хватит ли ресурсов этих бригад? Не придется ли увеличивать численность вошедших войск.
То есть в какой-то момент все равно придется договариваться. Получается — чем быстрее, тем лучше. Время будет в данном случае работать скорее на противников Израиля.
И тут уже начинает во весь рост говорить экономика. И с ней совсем не так все здорово. Она в очень непростом положении после года борьбы с ХАМАС.
▫️По состоянию на конец июня дефицит бюджета Израиля вырос до 146 млрд шекелей (около 39,6 млрд долларов США). Это — 7,6% (!!) от ВВП страны.
▫️К концу июня общие военные расходы Израиля достигли 80,5 млрд шекелей (около 21,8 млрд долларов), что на 10,8 млрд шекелей больше по сравнению с маем.
▫️Общие госрасходы в 2024 году стремительно растут, достигнув к июню 300,3 млрд шекелей, что на 34,2% больше год к году. При этом доходы практически на месте. 238 млрд шекелей.
▫️К концу лета ситуация еще ухудшилась. В августе дефицит бюджета Израиля вырос до 8,3% или еще на 12,1 млрд шекелей. Напомню, 2023 год Израиль завершил с дефицитом в 4,2% от ВВП.
На днях агентство с романтичным названием уже понизило суверенный рейтинг страны. Долг страны невелик, и в платежеспособности ее никто пока не сомневается. Но вот занимать станет намного сложнее и гораздо дороже.
Так что… Все будет совсем не просто. Главное и самое сложное — впереди. Боюсь, что быстро зайти, решить все задачи и быстро выйти — не получится. Да и внешнее давление на страну будет расти.