В 2023 г. принята директива о прозрачности оплаты труда, обязывающая компании раскрывать данные о зарплатах по каждой позиции. Все государства — члены ЕС к началу 2026 г. должны внедрить эти правила.
Представляете, какой у многих наступит шок после первого обнародования данных? Какая буря сдерживаемых эмоций призраком пронесется по Европе! Вот только призраком чего?
Порассуждаем:
После первого шока страсти, наверное, улягутся. Но практически сразу начнется процесс постепенного выравнивания зарплат. Иначе — недовольство, раздрай в коллективе и прочие «радости».
А по смыслу закон — шаг к равенству и более справедливому рынку труда, так что выравнивание неминуемо. В первую очередь, конечно, подразумевается гендерное равенство.
Отношусь к этой затее с большим сарказмом. Снижение эффективности через выравнивание — это путь назад. При такой системе халявщик начинает побеждать трудолика. Почему? Все просто. Допустим, в компании трудятся сотня человек одной специальности. Согласитесь, не могут все работать одинаково хорошо. Это невозможно. Не клоны ж в самом деле.
Но вследствие декрета произошло выравнивание зарплат. При этом одни воспринимают зарплату как данность, получают просто за выход на работу, а другие действительно работают и куда более продуктивны.
Как стимулировать сотрудника, который показывает лучшие результаты? Поднимать зарплату ему значит через какое-то время поднимать всем. В итоге лучший сотрудник, понимая, что достоин большего, уходит туда, где платят больше. Практика переманивания сотрудников при публичных зарплатах тоже получит новый импульс.
Казалось бы, вырастут зарплаты — в некоторых сферах возможно. Но думаю, в основном они пойдут вниз. Руководство будет искать выход в бонусных системах.
В общем интересно, как оно получится в ЕС на практике.
А у нас есть почти живой пример из недавнего прошлого! В СССР все знали, сколько получают: коллеги, родственники, соседи. Потому что зарплаты были примерно одинаковые. Вместе стояли в очереди за получкой. В ведомости расписывались, видели. Да и спросить: «А ты сколько получаешь?» — было не зазорно.
Подчеркиваю — получаешь, а не зарабатываешь! Почему так? Это тема для отдельного разговора.
Как в итоге закончил СССР, мы помним. Но там была плановая экономика и грядущий коммунизм, а тут — полевевший «оскал капитализма» и нарастающий кризис. Но всё же думаю, до продуктовых карточек вряд ли дойдет.