Бывает времена, когда и финансистам в своих размышлениях о предстоящем, необходимо именно это брать в расчет.
Каждый раз, читая новости, думаешь: когда же это всё закончится? Дроны, сводки с полей сражений, нескончаемая череда человеческих трагедий…
Наступление на Курскую область в условиях жесточайшего дефицита обученных и хорошо вооруженных кадров ВСУ скорее напоминает All-in в покере.
Если сложить общую картинку, получается крутой такой пасьянс. Особенно вкупе с продвижением российских войск на Покровск — важнейший логистический и транспортный узел.
Однако и это еще не все. Покровск — это не только важный транспортный узел для снабжения армии, но и богатый ресурсами район, включая коксующийся уголь, без которого пострадает металлургическая промышленность Украины.
Одновременно с этим усиливающаяся дуэль дронами, география действий которых все увеличивается. Удары дронами — это скорее методы психологического воздействия. Опять же — усиление переговорных позиций. Ну и ослабление позиций противоположной стороны.
Впрочем, на практике все гораздо сложнее. Дело в том, что есть еще и Курская, и Запорожская АЭС. И не дай Бог, что-то произойдет с ними. Это уже даже не вопросы энергетики. Это вопросы и безопасности огромных территорий, и глобальной геополитики. И любая проблема с ними — это вполне может быть вообще новый расклад и новая повестка.
Не забываем, если говорить, к примеру, о Курской АЭС. АЭС обеспечивает электроэнергией два горнорудных района и один металлургический завод. В случае её остановки потребуется время, чтобы наладить альтернативные источники энергии.
А вот если, не дай Бог, произойдет ее разрушение, это приведет не только к новой ужасной техногенной катастрофе, но и потребует сотни миллиардов долларов на устранение последствий.
Например, в 2016 году японское правительство оценило общую стоимость ликвидации последствий аварии на Фукусиме в 21,5 трлн йен или около $187 млрд. Так что… все более чем серьезно.
Мы с Дмитрием Абзаловым на очередной передаче в воскресенье обсудили и этот вопрос, и многие другие, включая, разумеется, и судьбу Павла Дурова и будущее Телеграм. Дмитрий полагает — все, что сейчас происходит в противостоянии — в итоге к ноябрю закончится реальными переговорами.
Тем более, что деньги у доноров Украины начинают заканчиваться. Точнее, даже не деньги, а желание их выделять. Мы видим и жесткую критику руководства Украины изнутри. Так что… причин для остановки более чем достаточно.
Как возможные остановка / прекращение / окончание боевых действий повлияют на рынки?
Это все, конечно, будет несомненным плюсом для рынка. Но, к сожалению, эффект может быть кратковременным, так как страны вряд ли сразу начнут восстанавливать экономические связи с Россией.
Санкции — увы, похоже очень и очень надолго.
Впрочем, тут необходимо очень серьезное и глубокое исследование. Здесь же завязаны и бюджетные расходы, и финансирование военных и т. д.
Обязательно поговорим об этом на предстоящем очередном вебинаре. Планируем провести его в ближайшее время. Разумеется, дадим соответствующие анонсы.
Однако, еще раз хочу сказать… мне бы очень хотелось согласиться с Дмитрием. Пусть к ноябрю, в ноябре… Но, боюсь, что реальная жизнь может оказаться значительно сложнее и многовариантнее.
Есть настолько много факторов риска, что все логические и красиво выстроенные схемы могут полететь к чертям.
Да, самая темная ночь — перед рассветом. Но вот реально ли пока ночь самая темная или есть еще варианты. Поймем, думаю, скоро.