Спокойную и неторопливую рубрику субботы мы откроем совсем не спокойными новостями. Постараемся посмотреть на ситуацию объективно и без эмоций. Давайте согласимся, что последние 1,5 недели тема Южного Кавказа является одной из самых чувствительных в международной повестке.
Причины:
Разумеется, беженцы
По состоянию на конец 29 сентября из Карабаха на территорию Армении выехало уже более 90 000 этнических армян.
Много это или мало? Это ни много ни мало почти 90% населения непризнанной республики, включая грудных детей и стариков. По оценкам Еревана, после окончания «второй Карабахской войны» 2020-го (44-дневная война) население непризнанной Нагорно-Карабахской республики составляло до 120 000 человек (по другим оценкам, не более 100 000).
Учитывая начавшуюся в декабре 2022-го блокаду Лачинского коридора и отток из региона жителей, население эксклава к осени этого года вряд ли составляло и 100 тыс. человек. По сути, несмотря на ряд прогнозов о возможной интеграции армянского населения, его там попросту уже почти не осталось.
Для справки: 29 сентября в Евлахе проходила третья встреча армянских представителей Карабаха и Баку. В реальности единственная проблема, которую могли обсуждать на этой встрече, — обеспечение безопасного выезда оставшихся армянских служащих. В Карабахе все еще находится приблизительно 5-7 тыс. армян — это врачи, полицейские, представители служб спасения. Почти все остальное население либо уже вышло за пределы Азербайджана, либо все еще находится в автомобильных пробках на выезде из эксклава.
Вот такая интеграция…
Миротворцы РФ
В связи с этим встает вопрос о целесообразности пребывания миротворцев РФ на территории Карабаха (введены туда по трехстороннему соглашению в ноябре 2020 года на 5 лет).
А действительно, если рассуждать чисто юридически, что делать миротворцам на территории страны (Азербайджана), полностью восстановившей суверенитет в пределах международно признанных границ и не имеющей на своей территории каких-либо национальных и территориальных недосказанностей? Тем более, если за спиной стоит надежный друг Эрдоган (вспомним концепцию «две страны — один народ»).
? И вот, сюрпрайз-сюрпрайз: «Это территория Азербайджана, вопрос будет обсуждаться с Баку», — заявил пресс-секретарь президента РФ Песков, комментируя возможность продления пребывания миротворцев РФ в регионе.
ОДКБ
Останется ли в этой структуре Армения, последовательно потерпевшая два военных поражения, не получившая помощи от организации, нахождение в которой, по идее, должно было оберегать ее интересы?
С другой стороны, Карабах… юридически НЕ территория Армении. А значит, ОДКБ здесь не при чем. Тем более что теперь разговор уже может пойти про Зангезур. Есть причина нахождения в ОДКБ…
Конечно, немного про Рубена Варданяна
Фигура, безусловно, знаковая и неординарная. Напомним, после задержания при попытке покинуть Карабах через Лачинский коридор он был доставлен в Баку, где 28 сентября его взяли под арест местным судом сроком на 4 месяца (на период проведения следствия). Ему предъявлены следующие обвинения в:
?финансировании терроризма,
?создании незаконных вооруженных формирований,
?участии в деятельности таких формирований,
?незаконном пересечении границы в 2022-м «целью совершения террористических и диверсионных актов».
По действующему уголовному кодексу Азербайджана, по совокупности это может потянуть на до 20 лет лишения свободы.
Кроме того, подобные обвинения предоставляют широкие возможности для конфискации (ареста) активов обвиняемого.
Рестрикции, связанные с причастностью к терроризму, чувствительны для международных акторов. Они дают возможность при необходимости наложить взыскания на активы Варданяна (международный ордер, который вынуждены принять во многих странах).
Вполне серьезная тема для обсуждения с Арменией. Для справки: аффилированный с Варданяном АмериаБанк — по сути, системообразующий для Армении из 17 существующих. Значит, Баку сможет вести переговоры с Ереваном, имея в запасе дополнительный козырь.
Немного о последствиях произошедшего на Южном Кавказе за последние пару недель
?Еще один удар по ранее выстроенным Москвой на постсоветском пространстве структурам (ОДКБ, ЕАЭС).
?Весьма напряженная позиция Ирана по ситуации в регионе: обеспокоенность относительно возможного развития событий вокруг Сюника/Зангезура.
Так, на этой неделе по инициативе президента Ирана Ибрахима Раиси состоялся телефонный разговор с его российским коллегой. Помимо прочего, он касался ситуации вокруг Армении.
По всей видимости, иранский президент пытался прояснить, будет ли Россия оказывать военную помощь Армении в случае силовой попытки Азербайджана обеспечить контроль над Зангезурским коридором или воздержится от непосредственного участия. Для Ирана это крайне важная тема. Северные провинции Ирана — по сути, тот же Азербайджан. Они населены преимущественно этническими азербайджанцами.
Заинтересованность и обеспокоенность иранского президента вполне объяснима: пока ОДКБ (хотя бы на бумаге) гарантировал территориальную целостность своих членов, Иран это вполне устраивало. Однако теперь, судя по всему, РФ, по понятным причинам, не вполне способна обеспечивать подобные гарантии.
Иранцы пытаются оценить перспективу/вероятность противостояния с Анкарой и Баку.
?За развитием ситуации на Южном Кавказе, разумеется, внимательно наблюдают и в Центральной Азии.
Характерно, что на этой неделе последовал очередной весьма болезненный для РФ демарш со стороны Казахстана относительно соблюдения санкционного режима в отношении РФ.
Кстати, показательна и максимально сдержанная реакция российского МИД.
Однако, в этом регионе все большую балансирующую роль играет Китай. Большой желтый дракон вряд ли даст пойти в разнос ситуации — не в его это интересах.
?А вообще, я опасаюсь, что ситуация с Карабахом вполне возможно открывает ящик очень серьезный ящик Пандоры. Что-то мне подсказывает: желание не дать успокоиться Кавказу где-то вполне присутствует. Ну, и не только Кавказу, но и всем юридически проблемным территориям на бывшем советском пространстве.
А какое все это имеет отношение к экономике? Да самое прямое.