Несмотря на репрессии, а также угрозу смертной казни, вот уже второй месяц в Иране не утихают протесты.
По мнению правительства, рост социального беспокойства – результат вмешательства Саудовской Аравии и США. Согласно альтернативным источникам информации, всему виной ухудшение социальных и экономических условий.
Отказ администрации Трампа от соглашений по иранской ядерной программе 2015 года и введение более жестокого режима санкций привели не только к оттоку капитала, но и к сокращению экономической активности. Как следствие, уровень жизни населения снизился, а неравенство увеличилось.
Отмена правительством субсидированного курса валют, в свою очередь, еще больше подстегнула рост потребительских цен – с начала года инфляция превысила 50%. Если бы не скачок котировок на нефть, покупательская способность снизилась еще больше, а сама экономика оказалась бы на пороге рецессии.
Повторится ли история 1979 года, когда был свергнут режим шаха Мохаммеда Реза Пехлеви? Без вмешательства извне добиться ухода нынешней власти будет непросто. Согласно The Economist, масштабы репрессий уже превысили показатели 2009 года.
Впрочем, даже если протесты удастся временно подавить, рано или поздно иранская политическая система будет вынуждена меняться. Если же ситуация продолжит накаляться, вплоть до вооруженных столкновений, первым удар на себе почувствует мировой энергетический рынок. А Европа столкнется с очередным миграционным кризисом.