Итог – в частности миллионы беженцев. Колоссальная политическая нестабильность. Приход к власти различных сил, который мог по-настоящему поджечь пожар нестабильности и войн.
Через пять лет после революции Египет фактически вернулся к дореволюционному состоянию, понес при этом колоссальные экономические потери, в частности из-за падения туризма, но тем не менее сохранил целостность своей территории и устойчивость государственных институтов. Гораздо худшими оказались последствия для Ливии, Йемена и Сирии, в которых до сих пор продолжаются боевые действия, а центральные власти не имеют контроля над всей территорией государств.
В чем причина – в экономике. Рост цен. Обнищание населения. Одновременное с этим развитие соцсетей. И т д.
А что сегодня?
С начала этого года египетский фунт потерял более 21% свой стоимости. Причина – проблемы в экономике. Выход – решение регулятора девальвировать национальную валюту.
Ранее спасла ситуацию помощь саудитов. Эр-Рияд заявил (https://eadaily.com/ru/news/2022/03/30/saudovskaya-araviya-prishla-na-pomoshch-bedstvuyushchemu-egiptu-krupnym-depozitom) в октябре 2021 г., что разместил $3 млрд в ЦБ Египта и продлил срок погашения предыдущего депозита размером $ 2,3 миллиарда.
Последний раз местный ЦБ прибегал к подобной политике аж в 2016 году. Тогда, решение о переходе к плавающему курсу национальной валюты привело к 50% росту пары USD/EGP. К слову, на либерализации курса египетской валюты и росте ставок настаивал МВФ, у которого Египет попросил кредит в 12 млрд долларов на три года. Предполагалось, что данная политика ускорит рост египетской экономики и создаст больше рабочих мест.
По данным (https://www.pwc.com/m1/en/publications/the-egp-devaluation-a-new-beginning.html) PWC, Египет и вправду стал более привлекательным как с точки зрения инвестиций, так и туризма. Побочным же эффектом девальвации стал рост цен: в марте 2017 года инфляция составила 30,9%. Пострадала и потребительская способность населения – многие египтяне даже были вынуждены перейти на вегетарианскую диету.
Чего ждать сейчас?
Ожидалось, что ослабление EGP в сочетании с повышением процентных ставок приведут к оживлению торговли активами Египта и помогут восполнить потребности Египта во внешнем финансировании.
К сожалению, экономика Египта продолжает дышать «на ладан». На этом фоне, крупнейшие мировые банки заявили (https://www.bloomberg.com/news/newsletters/2022-08-15/egypt-pound-devaluation-debate-saudi-billionaire-s-russia-bet-aramco-s-record), что североафриканской стране придется еще больше ослабить свою валюту.
В противном случае, страна вряд ли получит новый кредит от МВФ. Проблема в том, что очередное падение египетского фунта приведет к росту социального недовольства. Напомним, что годовой уровень базовой инфляции в июле вырос (http://arabinform.com/news/al_araby_godovoj_uroven_bazovoj_infljacii_v_egipte_vyros_do_15_6/2022-08-11-3966) до 15,6 % по сравнению с 14,6 % в июне.
Мы с вами много говорим о том, как проблемы с энергетикой и продовольствием влияют и повлияют на европейцев. Однако, если из-за происходящих сегодня событий вновь запылает небогатый арабский мир, и так живущий совсем не весело, и мы не дай Бог увидим арабскую весну-2… боюсь, что последствия могут быть гораздо более тяжелыми. А похоже, что шансы на это растут.
Хотя экономика Египта достаточно неплохо растет. 5,4 процента рост в годовом исчислении исходя из данных по первому кварталу 2022 г. И уровень безработицы вроде бы как не слишком высок. Всего 7,2 процента по данным за 2-й квартал 2022 г.
Однако уровень продовольственной инфляции в стране – 22,4%. Да и безработица среди молодежи значительно выше официальных цифр.
Так что… внимательно смотрим за развитием ситуации. И следим за курсом египетского фунта. «Арабскую весну 2» пережить будет сложнее.