Группа конгрессменов в США внесут в Палату Представителей законопроект о признании РФ страной-спонсором терроризма.
Звучит очень и очень серьезно. Эту инициативу уже поддержал Сенат, лидер которого Нэнси Пелоси настаивает уже давно на максимально быстром принятии этого положения. При этом Пелоси еще неделю назад заявляла, что если Госдеп США не будет спешить с этим действием, то парламент самостоятельно приступит к процедуре признания России государством—спонсором терроризма.
“Сейчас США признают государствами, спонсирующими терроризм, Кубу, Иран, Северную Корею и Сирию. Этот статус означает фактически полную заморозку связей между США и соответствующими странами, а также в числе прочего ограничивает возможности этих государств сотрудничать с союзниками американцев и международными организациями.”
В принципе позиция Пелоси — это был если хотите, ультиматум американской исполнительной власти. Не захотите вы — Госдеп это признать, тогда законодательная власть сделает это сама.
Насколько это трагично? Чем это грозит?
Что даст такое решение? Формально не слишком много: само по себе отнесение России к странам-спонсорам терроризма означает лишь запрет на любую помощь (assistance) cогласно ст. 620A закона Foreign Assistance Act of 1961 запрет на поставки оружия и боеприпасов, а также их финансирования со- гласно ст. 4 закона Arms Export Control Act, и запрет на экспорт продукции двойного назначения согласно ст. 1754(с) закона Export Controls Act of 2018.
Сегодня будний день. Тема крайне серьезная. И главное обсуждение всех нюансов данного вопроса займет очень много времени. Мы уже частично писали об этой ситуации. Поэтому ограничусь лишь несколькими тезисами, показывающими как это бывает на деле.
Каковы же конкретные последствия такого решения?
В краткосроке замораживание инвестиций американских компаний в РФ, прекращение денежных переводов со счетов России в США. В долгосроке такой шаг, вероятно, усложнит отмену санкций.
В принципе количество санкций, которые «упали на голову россиян» и так невероятно велико. Если же Россия будет добавлена в данный список, принципиально мало что изменится. Однако США потеряют свободу маневра и закроют себе любые возможности для хоть какого-то диалога с Москвой… Хотя и не факт.
Дополнительный и крайне важный момент – «часто считают тот факт, что граждане и компании из стран-спонсоров терроризма de facto крайне уязвимы в американской судебной системе, которая практически всегда выносит решения в пользу выступающих против них истцов (здесь обычно приводят пример решения по делу Opati v. Republic of Sudan) – но российское законодательство сейчас даёт властям широкие возможности неисполнения решений иностранных судебных инстанций (параграф 5.1.б ст. 125 Конституции Российской Федерации в обновленной редакции позволяет Конституционному Суду решать вопрос о признании подобных вердиктов), так что и этот пункт не выглядит решающим аргументом в поддержку эффективности обсуждаемой меры».
Самая серьезная проблема – это возможные вторичные санкции на тех, кто сотрудничает со «страной-спонсором терроризма». А что с этим? Опять же — спокойно обсудим это на выходных.
Пока я коротко сошлюсь на мнение Вячеслава Иноземцева: «Примут ли США решение о причислении России к сообществу «террористов»? Я бы с 90%-ной вероятностью сказал, что нет: Соединённые Штаты не хотят давать Путину дополнительный повод для резких шагов, и, наверное, они в этом правы».
Шуму будет много. Америка делает ставку на информационную войну, которую по факту давно уже ведет. И похоже тратят на это ресурсов не менее, чем на помощь Украине оружием. Это факт. Обсуждения – будут идти неделями. Фон будет для России и российского любого бизнеса крайне суровым.
А вот само даже и включение мало сегодня что-то изменит. Подробно об этом поговорим на выходных. В том числе и с Дмитрием Абзаловым в нашей традиционной передаче по воскресеньям в YouTube.