Более четырех месяцев назад экономика РФ столкнулась с серьезным экономическим шоком. Посмотрим, как на это отреагировала экономика. И начнем с конкретных цифр.
Обрабатывающая промышленность упала в мае на 3,2% (г/г) после падения на 2,1% и на 0,3% двумя месяцами ранее. Тут однозначно падение ускоряется. В целом с начала года больше всего просели производства всего, что касается транспорта, оборудования и т.д.
Производство автотранспортных средств, прицепов и полупроводников падает очень быстрыми темпами: – 65% (г/г) за первые 5 месяцев года и -29% (м/м), в частности, в мае. Также продолжают падать производства прочих транспортных средств и оборудования (-16,3% (м/м)), производство электрооборудования (-14,5% (м/м)).
Причины таких просадок понятны. Падает все, по чему бьют санкции, то есть те отрасли, где для производства необходимо иностранное оборудование.
Мы видим, что разрыв устоявшихся экономических связей негативно сказывается на показателях уже сейчас. Но наблюдаемые просадки не сопоставимы с тем, что происходило, например, во время ковида. Причина в том, что нынешний на шок очень отличается от резких локдаунов. На санкции экономика РФ будет реагировать постепенно. Недостаток иностранного сырья и оборудования с каждым месяцем будет сказываться все сильнее.
Что в итоге ожидать? На мой взгляд, самым сложным окажется второе полугодие 2022 года. Поскольку у очень большого количества предприятий к этому моменту закончатся запасы, а при этом параллельный импорт к этому моменту не будет еще налажен. Вот поэтому цифры пока не такие уж и плохие, показательными цифры станут в 3 и 4 кварталах.
Основная «интрига» всей этой ситуации – насколько успешно российская экономика будет подстраиваться под санкционные реалии и как будет заменять выбывшие звенья.