Рынка IPO в России не существует уже давно. Мы не раз писали о том, что в РФ с парадигмой роста капитализации той или иной компании – больше проблемы. В таких условиях, да еще и на фоне существенного похолодания инвестиционного климата, выходить на рынок IPO многим компаниями просто неинтересно. Нет, единичные размещения проходят (как, например, недавняя история с Positive Technologies), но эти события IPO назвать язык не поворачивается.
Тем не менее, недавно на глаза попалось любопытное интервью о юниорной компании АЛМАР. Прочитав его внимательно, решили поделиться с читателями своими соображениями по этому поводу.
Прежде всего, поясним, что такое юниоры. Это быстрорастущие компании, работающие в сфере геологоразведки полезных ископаемых, в частности золота, алмазов, меди, нефти и газа. Они играют значимую роль в развитии мировой минерально-сырьевой базы, так как обеспечивают её восполнение и расширение за счет новых небольших месторождений, не столь привлекательных для крупных игроков рынка в силу своих относительно малых запасов и коротких сроков эксплуатации.
В мире юниорные компании играют достаточно важную роль в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Например, в середине 1970-х гг. доля месторождений, открытых юниорами в Канаде, составляла всего 5%, однако на сегодняшний день эта цифра составляет уже 75%. Схожая ситуация и в Австралии, где юниорные компании обеспечивают открытие около 70% месторождений. В среднем доля мировых затрат на разведку месторождений, приходящаяся на юниорные компании, составляет 40%.
А что в России? Первые юниорные компании появились в России ещё в 1990-х, однако после дефолта 1998 г. развитие этого сектора приостановилось. В 2012 г. Союз золотопромышленников России начал развивать собственную концепцию отечественного юниорного рынка. Спустя четыре года, в 2016 г. концепция развития юниорных компаний была представлена в правительство РФ Министерством экономразвития.
Более того, Мосбиржа в свое время также предпринимала попытки запустить у себя подобный сегмент. Предполагалось, что на первых стадиях будет задействована партнерская площадка IPOboard, которая выступает инкубатором для компаний pre-IPO стадий, а при переходе к стадии добычи у них может появиться потенциал для листинга. Но что-то пошло не так, и планы так и остались планами.
Недавно СПБ Биржа анонсировала новый сегмет. Его запуск дает возможность юниорным компаниям, как в иностранной практике, выходить на финансовый рынок, а физическим инвесторам (правда, только квалифицированным) вкладываться в их акции наравне с крупными игроками. Да, это также далеко не IPO, но на фоне того, что происходит, может стать глотком свежего воздуха в инвестиционной сфере. Так, уже в июне планируется пилотное размещение юниора, в осеннее окно может быть еще 2 – 3 размещения. Через пять лет биржа планирует размещать бумаги 25 – 200 юниоров в год в зависимости от конъюнктуры рынка и его регулирования.
Отметим важный момент: акции юниоров – это, скорее, долгосрочная инвестиция, нежели кратковременная спекуляция. Своего рода венчур, если хотите. Вложения могут начать себя оправдывать в полной мере после того, как компания начнет операционную деятельность, а именно – производство.
Но стоит сказать и о рисках. С большой долей вероятности можно предположить, что это будет очень низколиквидный рынок. Соответственно, в определенные моменты волатильность бумаг может зашкаливать, а для инвестора это – повышенный риск. Впрочем, для тех, кто исповедует агрессивную стратегию, это может стать интересной возможностью.
Кроме того, есть высокая доля вероятности, что «выстрелить» смогут далеко не все компании-юниоры. Какая-то часть может «застрять» на стадии разведки. Однако здесь, на наш взгляд, также уместна аналогия с венчурными инвестициями. К примеру, если из 5 компаний до стадии operations доходит хотя бы 1 и начинает получать денежный поток, то доходы от вложений в ее акции могут перекрыть убытки от вложений в акции «аутсайдеров».
Если у вас есть вопросы по теме, присылайте их на @askbitkogan