«Минэкономразвития предложило делистинг бумаг компаний РФ с иностранных площадок» – эту новость все, наверное, уже видели. По горячим следам попробуем разобраться, что к чему.
Прежде всего, для понимания, на зарубежных биржах торгуются не акции российских компаний, а депозитарные расписки.
Что это такое? Это производный финансовый инструмент (вторичная ценная бумага), которая обеспечивает инвестору, купившему ее, право собственности на акции иностранной компании. Условно говоря, англичанин, купивший на Лондонской бирже расписку «Сбера», стал ее полноправным собственником.
Как выстроен процесс возникновения расписок? Есть некий банк, который работает на локальном рынке той или иной страны (Великобритании или США). Этот банк за свой счет приобретает и хранит в своем депозитарии определенное количество акций иностранной компании (в данном случае, пусть это снова будет «Сбер»). Для своих клиентов он выпускает расписку на покупку того или иного количества акций.
Что мы имеем сегодня? Расписки практически всех без исключения российских компаний на Лондонской бирже упали до нуля. К примеру, GDR «Сбера» по последней цене закрытия стоят около 5 центов, ЛУКОЙЛа – 72 цента, ГАЗПРОМа – 58 центов и так далее.
Каков будет механизм делистинга, если акции российских компаний, на которые выпущены расписки, скорее всего, находятся в собственности у западного банка?
Получается, что власти РФ должны как-то с этим банком договориться? Учитывая текущее состояние отношений России и Запада, такое можно себе представить с трудом. Уж легче оставить все, как есть.
Какова цель делистинга? Как говориться, just because? Если речь идет о госкомпаниях, тогда понятно. Государство хочет вернуть свое в закрома Родины. А как быть частным структурам, таким, как ЛУКОЙЛ, «Яндекс» или «Норникель»? Может быть, их акционерам лучше дождаться снятия бана на торги расписками в Лондоне и Нью-Йорке, после чего их стоимость, вероятно, частично восстановится?
Вопросов пока гораздо больше, чем ответов. И мы с трудом себе представляем на сегодняшний день, как технически будет осуществлен делистинг. Нюансы последующей конвертации расписок в локальные акции тоже важны, но до этого еще надо дожить. Надеемся на скорейшие разъяснения Минэкономразвития, а после этого можно будет делать уже более конкретные выводы.