Российский алюминиевый гигант столкнулся с определенными трудностями в плане поставок сырья. Во-первых, Николаевский глиноземный завод в настоящее время «стоит» из-за военной операции на Украине. Во-вторых, Австралия недавно запретила поставки в Россию глинозема, алюминиевых руд и бокситов.
Небольшое лирическое отступление – что такое глинозем, и почему это важно? Давайте проследим всю производственную цепочку по выпуску алюминия. Изначальное сырье – бокситы (алюминиевая руда с содержанием глинозема около 50-60%). Далее из бокситов выделяют глинозем (оксид алюминия Al2O3) путем обработки щелочью. После этого в процессе электролиза связи между атомами алюминия и кислорода в глиноземе распадаются, и конечный металл осаждают. Из 1 тонны глинозема примерно получают 0,5 тонн алюминия.
Теперь понятно, почему глинозем и его бесперебойные поставки крайне важны для РУСАЛа. В Австралии компания владеет 20% в производителе глинозема Queensland Alumina. В совокупности с Николаевским заводом эти активы обеспечивали РУСАЛу около 30% поставок сырья. Весьма существенная доля.
Как решать проблему? Снижение производства из-за нехватки сырья – не лучший выход в и так трудных условиях. Но выходы есть.
1️⃣ Поиск альтернативных поставщиков. Сегодня вышли новости о том, что китайские трейдеры поставили РУСАЛу две пробных партии глинозема. Если все будет нормально по пути следования товара, и он подойдет по технологическим характеристикам, это может покрыть часть нужд российской компании. Хотя, вообще говоря, китайцы не очень охотно продают сырье на экспорт. Вероятно, цена такого глинозема будет высока, что будет давить на рентабельность, но не слишком существенно.
2️⃣ РУСАЛ – нетто-экспортер глинозема. В 2021 г. компания закупила порядка 840 тыс. т, а продала около 1,7 млн т. Таким образом, есть внутренние резервы – снизить экспорт и перераспределить потоки на собственные предприятия. Минус – теряется часть экспортной выручки. Плюс – увеличивается степень вертикальной интеграции.
РУСАЛ, по нашему мнению, – одна из наиболее привлекательных историй на вновь открывшемся российском фондовом рынке. Компания не находится под санкциями (по крайней мере, пока), алюминия в мире не хватает, а цены – на исторических максимумах. Сырьевой риск – основной в текущих условиях, но мы видим, что пути решения проблемы есть.