Энергетический кризис, разразившийся на наших глазах, смешал все карты регуляторам, которые спокойно и неторопливо гнули свою линию и гарантировали, что всплеск инфляции – это исключительно временный эпизод.
Многое говорит о том, что, вполне возможно, впереди нас всех ждет такой неприятный зверь, как СТАГФЛЯЦИЯ.
Всемирная стагфляция. Угрожает ли она всем нам? Поговорим об этом.
Пару дней назад Saxo Bank опубликовал прогноз, согласно которому Россия находится в «опасной близости от некоторой формы стагфляции». Также об этом пишет Financial Times.
Что такое «стагфляция»?
Это неприятный «коктейль» из стагнации и инфляции, когда в стране инфляция растет одновременно с замедлением экономического роста. Такая ситуация вполне может грозить всей мировой экономике и сейчас.
Последний раз стагфляция наблюдалась в 1970-х в США и прочих развитых экономиках. Тогда, например, 2%-ое падение американского ВВП сочеталось с инфляцияей выше 5%.
Стагфляция в экономической теории объясняется шоком предложения. Например, когда в стране растут цены на топливо, делая производство невыгодным, выпуск снижается и экономика входит в кризис. Сложно придумать что-то более плачевное, чем такое сочетание…
Ждет ли Россию, Китай, США и другие страны что-то подобное сейчас?
Ранее об этом не говорили. В мире шел очень хороший восстановительный рост, после пика пандемии,и все казалось розовым и прекрасным. Однако с момента начала энергокризиса «все смешалось в доме Облонских».
Возможна ли стагфляция в нынешних условиях?
Да, такие риски однозначно есть, и серьезные.
1️⃣ Нефть торгуется выше $80 с октября. Шанс, что данная динамика сохранится, весьма велик.
2️⃣ Цены на газ выросли за месяц почти в 2 раза. И никто не может гарантировать, что все эти полеты «во сне и наяву» не продолжатся.
3️⃣ Сырьевые товары существенно подорожали. Индекс цен на сырье от Bloomberg за год прибавил почти 40%.
4️⃣ Дорожает транспортировка. С начала года стоимость перевозки сухих грузов выросла в 4 раза.
С одной стороны, все твердят, что рост цен – временный, и происходит на фоне восстановления экономик. Следуя этой логике, мировая инфляция вскоре снизится.
Но, с другой стороны, сейчас мы этого не видим. Сочетание нарушений в цепочках поставок, высоких цен на нефть и нехватки рабочей силы означает, что к рискам стагфляции стоит отнестись более чем серьезно.
Цены растут:
Инфляция в России: 7,4% в сентябре (таргет ЦБ – 4%)
Инфляция в еврозоне: 3,4% в сентябре (таргет ЕЦБ – 2%)
Инфляция в США: 5,3% в августе (таргет ФРС – 2%)
Деловая активность сейчас намного ниже, чем в начале года:
Индекс JP Morgan Global PMI Composite, показывающий деловую активность в мире, составил 53 в сентябре по сравнению с 58,5 в мае. Замедление деловой активности происходит не только из-за пандемии, но и из-за сбоев в цепочках поставок, дорогого сырья и нехватки рабочей силы.
В ближайший год вполне возможно мы увидим замедление прироста мирового ВВП из-за постепенной «нормализации» экономик после пандемии. Этот сценарий не выглядит трагичным, если он не будет сопровождаться разгоном мировой инфляции.
Пока «стагфляция» – это лишь допущение, предположение, чем может закончиться пандемия. Ее может и не произойти, если проблемы с цепочками поставок будут решены. Но опасность в том, что растущие цены в сочетании с печатным станком от регуляторов могут привести к инфляционной спирали. Риски такого сценария все еще существуют.
В последние месяцы стало очевидно – восстановление экономик после пандемии более хрупкое, чем нам казалось. Стагнацию мы наверняка увидим в ближайшие годы.
А вот здесь начинается самое интересное. Чем раньше подпитывался мощный восстановительный рост мировой экономики? Прежде всего, активностью печатного станка. Огромными объёмами предоставляемой рынком ликвидности.
Что дальше? Стоп машина. Если регуляторы не прекратят предоставлять ликвидность так щедро, как раньше, мир рискует войти в страшную инфляцию, измеряемую двузначными числами. Все, халява закончилась. Тейперинг на носу.
Таким образом, прежняя концепция ФРС, ЕЦБ и прочих регуляторов, которые обещали, что инфляция будет временной, может и не сработать. Но если этот прогноз не сбудется, стагнация будет сопровождаться и разгоном цен. И вот тогда ситуация на фондовых рынках может оказаться плачевной. При таком сценарии мы можем увидеть дальнейший рост доходностей облигаций и укрепление доллара. И, увы, рост цен, в сочетании с замедлением экономического роста, опасен серьезными коррекциями на фондовых рынках. Риски всемирной стагфляции нельзя недооценивать.
Произойдет ли все это? Какой шанс, что все так и произойдет?
На мой взгляд, пока 50/50.
Однако, учитывая, что если ранее такой сценарий особо и не рассматривался, а сейчас шансы уже весьма высоки… все выглядит не так уж и весело.