Вероятно, вы помните, с какой помпой объявили о нововведении в закон – теперь граждане, попавшие в трудную ситуацию, могут банкротиться бесплатно и без суда.
Казалось бы, прекрасная инициатива, которой могли бы воспользоваться очень многие. Однако, как выясняется, за прошедшие полгода к этой нужной и важной процедуре прибегли аж целых 300 человек (вау!).
В чем же дело? Неужели меры поддержки граждан в коронавирус сработали, и благосостояние нашего народа поднялось настолько, что, как минимум, банкротиться люди решили за свои кровные?
Давайте разбираться…
1. Во-первых, бесплатно не для всех, а только для тех, чьи долги не больше 500 000 рублей.
Будем честны, эта сумма хоть и весьма значительная, но «подъемная». Не думаю, что ради списания полумиллиона стоит навсегда лишать себя возможности взять ипотеку.
2. Все возбужденные исполнительные производства должны быть окончены в связи с невозможностью взыскания.
А значит, пристав должен расписаться в том, что взять с банкрота нечего. Но приставы часто перегружены, и даже объективному банкроту бывает непросто добиться окончания исполнительного производства. А жаловаться, как показывает практика, в таких случаях бесполезно.
3. Граждане не совсем понимают разницу между окончанием исполнительного производства в связи с отсутствием имущества и окончанием в связи с погашением долга.
Видимо, народ ошибочно считает, что раз окончено, значит и долга нет.
4. Никто не отменял бюрократию.
Лишь трети граждан удалось подать заявление правильно.
На этом фоне показательно предложение одного из разработчиков закона о внесудебном банкротстве еще упростить процедуру и уменьшить субъективизм чиновников, внедрив электронные заявления.
5. Даже если должнику удалось пройти все преграды, уложиться в установленные законом жесткие рамки, его усилия легко могут пойти прахом.
Любой кредитор может подать заявление о банкротстве в суд, и тогда дело будет рассматриваться именно в суде, независимо от того, подано заявление о внесудебном банкротстве, или не подано.
Обратившись за внесудебным банкротством, гражданин дает кредиторам сигнал, что пора подать заявление и назначить «своего» управляющего, а это бывает весьма неприятно и может оттолкнуть людей от процедуры.
Что имеет с гуся?
Вновь введенные в закон меры поддержки доказали свою неэффективность.
300 человек по 500 000 руб. на каждого = 150 млн руб.
Это максимальная цифра «списанных» внесудебной процедурой банкротства долгов граждан (на деле их меньше).
Что интересно, так это сколько бюджетных средств было и будет потрачено на данную инициативу…