Пока мы с вами следим за курсами валют, котировками акций, ценами на коммодитиз, пока обсуждаем налоговые инициативы демократов или санкции «за все хорошее против всего плохого», на наших глазах происходят очень интересные вещи.
Начинается огромный рост валютных резервов стран ЮВА.
По расчетам The Economist, за исключением Китая (где данные сложнее интерпретировать), резервы следующих за Китаем десяти крупнейших азиатских экономик увеличились примерно на 410 миллиардов долларов в прошлом году, что является самым большим ежегодным скачком за всю историю наблюдений.
Экономика Тайваня продолжает расти: заказы на экспорт за первые два месяца 2021 года взлетели на целые 49% по сравнению с годом ранее. Есть только одна загвоздка: рост экспорта стал неудобным для чиновников Тайбэя, поскольку он привлекает нежелательное внимание. Казначейство Америки уже включило Тайвань в свой «список для наблюдения» за странами, которые манипулируют своими обменными курсами, и бум только усиливает суровый взгляд.
Во Вьетнаме экспорт в прошлом году вырос на 6,5%. С его валютой, донгом, свободно привязанным к доллару, большая часть этих торговых поступлений попадает в официальные валютные резервы (центральный банк выпускает донги для покупки избыточных долларов у коммерческих банков по квазификсированному обменному курсу).
На Филиппинах и в Индии экспорт упал, но импорт упал еще сильнее. Обе страны в прошлом году перешли от дефицита по счету текущих операций к значительному профициту.
Спорный вопрос заключается в том, плохо ли наращивание резервов с глобальной точки зрения.
Аргумент против резервов состоит в том, что, поскольку они проистекают из усилий по подавлению повышения курса валюты, они представляют собой торговую политику разорения соседа: увеличение вашего экспорта за счет других.
С другой стороны, это и есть те самые тихие валютные войны, о которых мы с вами не раз говорили ранее.
Дядя Сэм бдит. Скорее всего, очень скоро мы увидим, как скрытое раздражение будет прорываться наружу.
Меня интересуют лишь два вопроса.
Как и в какой форме США будет наказывать «манипуляторов» курсами своих нацвалют?
Когда это произойдет? По моим оценкам, достаточно скоро. Максимум месяц-два.
Есть и аргументы в пользу резервов. Для небольших открытых стран целью может быть минимизация разрушительных колебаний обменного курса, а не сохранение дешевой валюты.
А для развивающихся стран резервы являются опорой ликвидности, если иностранный капитал иссякает, как это было для многих в прошлом году.
Важно понимать: то, что делает наш ЦБ в рамках бюджетного правила, не уникально. Примерно то же самое делают еще ряд стран. Особенно страны ЮВА.
С Индией Америка явно связываться сейчас не будет. Там намечается большая и чистая любовь. Так сказать, против кого дружим. Против кого – понятно.
Как долго терпение дяди Сэма будут испытывать другие страны? Вопрос интересный.