Как пандемия отразилась на российской экономике и по кому ударила сильнее всего?
На днях Росстат опубликовал статистику за 2020 год:
- Реальные располагаемые доходы населения упали на 3,5%
- Розничная торговля снизилась на 4,1%
- Численность безработных выросла на 24,7%, а численность официально зарегистрированных – в 3,2 раза.
- Уровень безработицы вырос до 5,9% в декабре 2020 с 4,6% годом ранее.
Промышленность упала на 2,9% за 2020 г., исходя из ранее опубликованной статистики Росстата.
Как мы видим, больше всего за 2020 г. пострадало население, меньше всего – промышленность. Если взглянуть на динамику бедности, которая известна пока только за первые 3 квартала 2020 г., можно заметить, что коронавирус сильнее всего ударил именно по незащищенным слоям населения:
В 2019 году население, живущее за чертой бедности, составляло 12% от общего населения, а к 3 кварталу – 12,8%. За январь-сентябрь 2020 г. количество бедного населения выросло с 17,6 млн человек до 18,8 млн человек, то есть на 6,8%.
Ситуация плоха уже сама по себе – уровень жизни продолжает падать и коронавирус это только усугубил. Однако помимо ухудшения уровня жизни низкие доходы населения негативно влияют на всю экономику, неизбежно приводя и к падению доходов бизнеса. Это видно уже по тому, что из-за падения располагаемых доходов на 3,5% розничная торговля просела на 4,1%. По моим субъективным ощущениям, реальные располагаемые доходы упали больше (у меня есть серьезные вопросы к методологии).
По официальным данным, реальные располагаемые доходы падали последние несколько лет: с 2014 по 2020 гг. они снизились на 10,6%. Есть простейшее объяснение, почему доходы на руках населения в реальном выражении упали с 2014 г. на 10,6%. Достаточно только взглянуть на доходы и расходы Федерального бюджета в реальном выражении.
Мы решили посмотреть на статистику по расходам и доходам бюджета не только за период пандемии, но и в целом за последние 7 лет. Раньше основным источником доходов бюджета были акцизы на нефть и газ. Но с 2014 г. нефтегазовые доходы государства в реальном выражении упали в 2 раза. И государство компенсировало недостаток нефтегазовых доходов, увеличив налоговую нагрузку на население и бизнес: реальные ненефтегазовые доходы с 2014 г. выросли на 24%, в частности на 30% выросли налоговые сборы, связанные с внутренним производством.
С кнутом у нас традиционно все в порядке, а вот с пряниками что? Нагрузку увеличили, а всевозможными льготами и пособиями за эти годы было относительно слабовато: с 2014 г. государственные расходы выросли всего лишь на 0,1% в реальном выражении.
То есть за прошедшие 7 лет государство повысило нагрузку на людей и ненефтегазовый бизнес на 20-30% и компенсировало в виде расходов 0,1%.
Несмотря на то, что государство потратилось на пособия в 2020 г., повторения акции не будет. В 2021 г. государство планирует снизить расходы на 5%, то есть более, чем на 8% в реальном выражении.
Связь госрасходов с располагаемыми доходами подтверждает масса примеров развитых стран. Например, реальный располагаемый доход в США с 2014 г. вырос на 24%. Причем располагаемые доходы американцев росли даже в пандемию (+3,1% (г/г) в ноябре 2020 г). В США за 2014-2019 гг. госрасходы увеличились с 20,2% до 21%. Расходы российского правительства к ВВП с 2014 по 2019 гг. упали с 18,8% до 16,7%. На протяжении большей части этого периода располагаемые доходы в России как раз снижались.
В частности, за коронавирус госрасходы в США выросли с 21% в 2019 г. до 31,9% в 2020 г. А в России расходы государства увеличились намного менее решительно: с 16,7% в 2019 г. до 20,8% в 2020 г. Именно это объясняет, почему доходы людей в США выросли за пандемию, а в России – упали. Не забываем, что доля и роль госэкономики у нас растет. Следовательно, роль госрасходов в повышении благосостояния людей все более значительна.
Что будет дальше с располагаемыми доходами?
Доля социальных выплат в доходах населения в 3 квартале 2020 г. составила 22,9% по сравнению с 18,5% годом ранее. Причем, по данным самого Росстата, это нельзя объяснить падением зарплат, так как они в 3 квартале выросли на 7,2% (г/г), и их доля в доходах подросла. Так что какие-никакие социальные выплаты от государства в пандемию, судя по всему, помогли располагаемым доходам упасть не так сильно в этом году. В 2021 г. прорыва в зарплатах и прочих доходах населения не ожидается, тем временем государство не будет повторять социальные выплаты, которые осуществлялись в пандемию (и тем более их увеличивать). Поэтому располагаемые доходы вряд ли восстановятся в следующем году.
Как известно, чем ниже уверенность населения в завтрашнем дне, тем больше оно боится тратить. После коронавируса люди, мало того, что стали сильнее бояться тратить, они еще и стали значительно меньше зарабатывать. Что дальше? А дальше нескончаемая спираль: падает потребление – падают доходы бизнеса – падают доходы населения – падает потребление…
Эту цепочку можно прервать, только поменяв механизм распределения богатства в стране. Иными словами, если государство начнет поддерживать население финансово и в щедром объеме, то люди начнут больше тратить. И эти деньги не пропадут. Они пойдут в корпоративный сектор и в будущем вернутся населению в виде доходов, которые можно снова тратить, а государству – в виде налогов.
Есть, конечно, и другой вариант – резко ограничить роль государства, снизить налоги, ослабить регуляторное давление на бизнес, улучшить инвестиционный климат. Но это же не наш путь… Или я ошибаюсь?