Что ж такое происходит?!
Дорогие россияне, совершенно коварно и безответственно, всаживают нож в спину российской экономике. Не хотят, окаянные, вкладывать в акции российских предприятий. Все их тянет, понимаешь ли, налево
Позицию ЦБ полностью поддерживаем и одобряем. Возмущаемся вместе с ним. Обязуемся вкладывать только и исключительно в родное. Посконное. Скрепленное всяческими скрепами и украшенное хохломой, а также окропленное всеми возможными правильными жидкостями.
Есть только мааааленький нюансик. Необходимо попросить ЦБ найти такую таблеточку, чтобы нам, неразумным, память стерла.
Уважаемый Сергей Анатольевич! Вы же все про рынок знаете. Вы же профессионал! Посудите сами. Зачем нам память? Вот захотим мы, к примеру, вкладывать в наши любимые акции, а потом вдруг о докторах вспомним. Ну тех, что должны лечить всяких разных товарищей. И про Дядю Степу вспомним. Случайно, конечно же, вспомним. А еще вспомним про то, что акционеры у нас делятся на «правильных» и «не правильных».
Вы забыли? Не думаю. Вот и мы помним.
Опять же, знаете почему меня, да и не только меня, трясет от термина «народное IPO»? Народный портфель народных бумаг… Предложили мне тут создать такой одни умники. А что, бывают антинародные?
Знаете, лет эдак 10 назад был у меня замечательный портфель российских бумажек второго эшелона. Хорошие, кстати, компании там были. Росли. Дивиденды даже иногда платили. А еще у меня был пакет разнообразных, непонятно зачем купленных, иностранных бумаг. Фигня всякая. Бумажки американских компаний и тоже, по случайности, второго эшелона.
Хотите сравнить? А я иногда сравниваю. И вспоминаю старый добрый анекдот про кроликов и рыбок. Помните такой? Он заканчивается словами «эх, рыбок надо было выращивать, сынок».
Часть компаний из американского портфеля не перенесли испытания временем и почили в бозе. Аж две, но САМИ.
А теперь догадайтесь, сколько наших компаний из того весьма хорошего портфеля российских бумажек сейчас бодренько торгуются на рынке? Аж примерно 30% от первоначального состава. И торгуются они не так уж и бодренько. Если вообще тут можно оперировать словом «торгуются». Их цены… Давайте лучше о приятном поговорим.
Куда делись остальные? Либо делистинговались сами. Либо абсолютно неликвидны. Либо… Могу долго рассказывать истории о каждой компании. Но это будет занудно и никому уже не интересно.
Вы думаете, моя совесть разрешит после такого опыта активно предлагать наши родные бумажки клиентам? А ведь, помимо совести, есть еще одна штука. Называется она ответственность.
Вот акции Сбербанка предлагать и рекомендовать своим клиентам я буду. Есть еще целый ряд компаний, в ценных бумагах которых вполне спокойно могу посидеть и год, и даже 5.
В чем проблема? Немного их. Очень немного. Может, штук 20, или даже и 30.
А что с остальными делать будем?
Может, попробуем инвестклимат у нас в стране улучшить? Жахнем кулаком по столу и грозно скажем: у нас НИКОГДА БОЛЕЕ права миноритариев нарушены не будут. И так далее.
Вы же сами знаете все эти правильные, но абсолютно бесполезные в текущей ситуации, слова.