В принципе, достаточно интересная и разумная инициатива. И кстати, наиболее правильная как раз на валютном рынке.
До сих пор закрываю глаза и вижу, как стремительно выставлялись все новые и новые сверхагрессивные заявки на покупку валюты в декабре 2014 года.
Помню эти торги. Ох помню.
За последние годы миллионы новых инвесторов пришли на фондовый рынок России, и желание Регулятора несколько ограничить волатильность и защитить инвесторов, на мой взгляд, можно только приветствовать.
Все то, что предлагается – абсолютно справедливо, хотя может и не совсем рыночно. Впрочем, в некоторых случаях, если это по-настоящему сможет уберечь людей от огромных потерь, так и Бог с ней, с этой рыночностью.
Смущает лишь один момент.
Допустим, мы имеем дело не с абсолютно ликвидной валютой или ликвидными акциями или бондами, а наоборот – с неликвидными позициями.
Как человек, который принимал участие в создании российского рынка неликвидных бумаг, позволю себе провести тут некоторый ликбез.
На низколиквидном рынке правила игры несколько иные. Там, если ты реально хочешь купить хороший объем, ставить агрессивную заявку – необходимость. В противном случае, ты купишь совсем немного товара, зато продавцы, увидев крупного покупателя, передвинут цены на 10-20% выше.
Итог: купить или продать бумагу на хороший объем не получится, а вот получить эффект того, что «разбегутся офера», и подвинуть рынок – элементарно.
Какой выход?
По низколиквидным позициям имеет смысл раздвинуть коридор возможной агрессивной заявки. То есть, к примеру, если разрешенный по ликвидным позициям диапазон колебания цены будет 3%, то по неликвидам – 5-10%.
Что произойдет в случае, если свежие идеи Регулятора будут приняты без учета тех предложений по низколиквидным позициям, которые я озвучил?
Очень просто – снова расцветет рынок телефонных площадок-посредников. Ничего трагичного в этом нет. Сотни людей смогут трудоустроиться. Однако эффективность системы несколько упадет.
Поэтому я бы все-таки взвесил возможность немного доработать данную инициативу с точки зрения работы на низколиквидном рынке.