и сохранил текущий темп покупок активов. С начала пандемии регулятор снижал ставки дважды, с уровня 0,75%.
Комитет по ДКП также был проинформирован о планах Банка Англии по изучению того, как можно эффективно реализовать политику отрицательных процентных ставок. В течение часа после этого сообщения фунт к доллару ослаб на 0,6%.
Какие риски несет введение отрицательных процентных ставок и что это значит для экономики Великобритании?
Введение отрицательной ставки значит, что Банк Англии готов платить коммерческим банкам за займы и/или взимать плату за резервы. Такая мера нацелена на стимулирование кредитования, снижение всех ставок в экономике, увеличение инфляционных ожиданий и непосредственно инфляции, которая, на данный момент, составляет 0,2% при таргете 2%.
Во-первых, введение отрицательных ставок спровоцируют отток инвестиций из страны и обесценение отечественной валюты.
Во-вторых, отрицательные ставки являются угрозой для прибыли коммерческих банков из-за снижения процентной маржи. В то же время, снижение процентных ставок положительно скажется на всех компаниях с долгами (в коронавирус это касается большинства) и даст возможность бизнесу осуществлять дешевые заимствования.
В-третьих, отрицательные ставки в экономике могут привести к накоплению рисков в стране из-за поиска доходности. Когда ставки по безрисковым инструментам практически нулевые, у инвесторов есть стимулы для увеличения доли рисковых активов в портфеле.
На мой взгляд, банк Англии открыт к нетрадиционным мерам стимулирующей ДКП не только из-за стремления расширить кредитование, но и из-за перспективы ослабления фунта относительно евро и доллара.
Снижение курса фунта может стать неплохой поддержкой британских производителей на рынке международной торговли. Особенно это актуально в связи с Брекситом, из-за которого Британия находится в поиске новых рынков сбыта экспортной продукции. Экспорт в ЕС составляет почти половину от общего британского экспорта, а в результате переговоров между странами все может закончиться высокими тарифами на экспорт в Европу.
Более того, сейчас центральные банки всех развитых стран активно проводят количественное смягчение, что само по себе может привести к ослаблению фунта.
В связи с относительно повышенными страновыми рисками в Великобритании из-за Брексита, я бы не стал ожидать введения отрицательных ставок в ближайшие месяцы. Регулятору для начала следует хорошо обосновать, почему отрицательные ставки в принципе принесут экономике больше пользы, чем вреда.
Тем не менее, заявление о рассмотрении политики отрицательных процентных ставок говорит о готовности регулятора продолжать стимулировать экономику по мере возможностей и о его относительной толерантности к ослаблению фунта.
Сейчас данные по экономике Англии лучше ожиданий, но регулятор понимает неопределенность и риски. Открытость банка Англии к рассмотрению нетрадиционных мер, наподобие отрицательных ставок, на мой взгляд, является сигналом к тому, что в случае усугубления кризиса Банк Англии будет готов, как минимум, ускорить темп расширения баланса.
Нескончаемый цикл количественного смягчения от центральных банков навеял мне мысль. Вдруг, в скором времени, мы будем наблюдать (или уже наблюдаем) ситуацию, когда регуляторы развитых стран будут продолжать печатать деньги с целью снизить курс отечественной валюты в борьбе за конкурентоспособность товаров?
Похоже, тот процесс, о котором я предупреждал, уже пошел. Когда, видя ослабление доллара относительно других валют, европейцы и англичане не остаются в восторге и отвечают встречными мерами. Как, например, сейчас это делает Банк Англии. Так что и англичане, и европейцы, судя по всему, будут бороться с ослаблением доллара. Потому что для их экономик рост отечественной валюты к доллару так же выгоден, как зайцу, на бегу от лисицы, включать стоп-сигнал.