Российский рынок акций продолжает пребывать в депрессивном состоянии.
Причин тому несколько: и история с Белоруссией, и неприятности с Алексеем Навальным. Да и коррекция на глобальных рынках пока в развитии.
Казалось бы, не время говорить о втором эшелоне, но не могу упустить одно интереснейшее событие: на российском рынке появилась компания со 100% свободным обращением акций на бирже (free float).
Речь идет о «Детском Мире» (DSKY RX).
В феврале 2017 года компания “Детский мир” разместила 33,55% акций на Московской бирже. Тогда в ходе IPO можно было стать (фактическим) «совладельцем», вместе с АФК Система и РКИФ (Российско-китайский инвестиционный фонд), одной из крупнейших отечественных сетей детских товаров. Ценные бумаги к концу того же года взлетели в цене на 38,63% в, сравнении с ценой IPO.
Но здесь же «счастье» и закончилось. С тех пор менеджмент не смог нарастить объемы продаж или придумать интересную концепцию по конкуренции с другими сетями. Это привело к снижению доли основных инвесторов в акциях “Детского мира” путем проведения SPO дважды, в конце 2019 года и середине 2020 года. Ранее менеджмент фонда прямо говорил, что желает сократить свою долю участия в сети магазинов. В итоге это привело к решению, представленному несколькими днями ранее: «free float» компании будет доведен до 100%.
Финальная распродажа может привести к получению порядка 21 млрд рублей за пакет в 25%. Это может привести к ситуации, схожей с западными компаниями, когда у компании нет ключевого акционера, а она управляется советом директоров, избираемым множеством мелких инвесторов.
Для России такая ситуация уникальна.
Может ли такой шаг привести к позитивным изменениям в стратегии, в управлении компанией и к лучшим результатам в итоге? По сути, 100% «фри-флоат» и примерно равные права и веса у инвесторов при голосовании и принятии ключевых решений – это высшая ступень «демократического капитализма».
Так ли это хорошо на самом деле? Не уверен.
Во-первых, данная ситуация вовсе не обязательно повышает уровень защищенности миноритарных акционеров. Точнее, у них теперь нет угрозы со стороны агрессивного мажоритария, но увеличилась угроза со стороны менеджмента. Имеются в виду недостаточное внимание, злоупотребления в отсутствии необходимого контроля. Когда у компании есть мажоритарный акционер – он вряд ли позволит менеджменту этими злоупотреблениями заниматься в существенных объемах.
Во-вторых, с одной стороны у миноритарных акционеров появляется больше возможностей влиять на решения менеджмента по важным вопросам. В том числе, о выплате дивидендов. С другой, у простых акционеров недостаточно компетенции, чтобы эти решения принимать в долгосрочных интересах компании. Эту функцию опять-таки выполняет ключевой акционер вместе с советом директоров.
В-третьих, если мы посмотрим на практику успешных американских компаний, за каждой из них в качестве ключевых акционеров стоял или стоит до сих пор харизматичный лидер, в крайнем случае – группа единомышленников. В Apple – это был Стив Джоббс, в Microsoft – Билл Гейтс, в Tesla – Илон Маск и так далее. Я не припомню ни одной компании, которая выросла в лидеры рынка, не имея ключевых «фигур». Пускай «фри флоат» Apple и был доведен почти до 90%, но это все равно не 100%, и компания добилась вершин, пока ее к ним вели группа лидеров и основателей в качестве ключевых акционеров.
Ситуация иная в случае «Детского Мира».
Опасаюсь я, что в российских реалиях стандарты корпоративного управления подобных компаний, без мажоритарных акционеров, пока еще очень слабо развиты. А, следовательно, будущее «Детского Мира» сложно предсказуемо.
Пока планов о покупке акций компании нет.