72 года назад в пустыне на берегу Средиземного моря появилось государство, против которого, кажется, были все обстоятельства. «Моисей умудрился привести евреев в единственное место на Ближнем Востоке, где нет нефти и газа» – шутят соотечественники. Прибавьте к этому враждебно настроенное окружение, адскую жару большую часть года, крохотную территорию (от северной до южной границы при желании можно доехать за полдня). А ещё – чудовищно неповоротливую бюрократию, поражающую воображение местечковость, вечно спорящих друг с другом леваков и праваков, религиозных и светских, ашкеназов и мизрахи…
Несмотря ни на что, 72 года явно прошли не зря. На старте у Израиля были кибуцы (сельскохозяйственные поселения социалистического толка), несколько сотен тысяч людей, которые с трудом находили общий язык (помимо иврита – идиш, русский, украинский, английский, немецкий, французский…), несколько «Мессершмитов» и очень много проблем.
Я приехал сюда в 1990-м году и увидел развивающуюся страну. Видел старые автомобили на плохих дорогах, видел умнейших профессоров, которые мели улицы, потому что работы не было. На себе почувствовал, что такое вой сирены, страх за себя, за семью и за целую страну.
Сегодня Израиль – одна из наиболее развитых стран мира с прочной экономикой, стабильной валютой, колоссальными, сравнимыми с американскими, золотовалютными резервами и мощнейшим хай-теком. Страна, жить в которой по-прежнему непросто. И всегда будет непросто, потому что, как известно, «два еврея – три мнения», поди договорись, куда должно идти государство. Тем не менее Израиль всегда будет домом, который дал мне всё, и который всегда готов приютить в случае чего. Здесь сложно, но тепло, вкусно, уютно и безопасно, несмотря даже на усилия соседей.
В этот день рождения безопасность пошатнули не соседи, а вирус. Страна «села» на жёсткий карантин, народ послушно самоизолировался, перевёл бизнес в онлайн, пожертвовал массовыми отмечаниями любимых весенних праздников, коих в Израиле больше, чем в России.
Результат не заставил себя ждать. Если ещё в начале апреля среднесуточный прирост заразившихся COVID-19 исчислялся несколькими сотнями, то на сегодня их всего 54 в день. Смертность составляет чуть более 1%. Это хороший показатель, по крайней мере, явно лучше, чем в Испании и Италии, при гораздо более высокой плотности населения. Сейчас эпидемия пошла на спад, и власти уже объявили о частичном смягчении жёстких карантинных мер.
Полагаю, выход из текущего экономического кризиса для Израиля будет сложным, но несколько проще, чем для большинства развивающихся и развитых стран. На стороне Израиля быстрорастущий технологический сектор, всегда актуальная для него оборонка, крепкий шекель (последние три года уверенно держится на уровне 3,5 – 3,8 за доллар, держится там же даже сейчас), золотовалютные резервы ($126 млрд в апреле 2020, рост в два раза за 10 лет). Против – как обычно, внутренние и внешние распри. А когда нам было легко?
Для тех, кто хочет заработать на восстановлении экономики Израиля, хотел бы обратить внимание на инструмент ARK Israel Innovative Technology ETF (IZRL US). Это ETF, ориентированный на технологический сектор. За последний месяц он прибавил в цене около 25% и не исключаю, что это не предел. Вирус из Израиля уйдёт, а золотые мозги и бизнес-мышление – нет.